Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (По)истечени.. срока действия лицензия была отозвана.
2) Это надо иметь (в)вид...
3) Дожди шли (в)продолжени.. всего лета.
4) (В)последстви.. Фёдор хорошо научился разбираться в марках автомобилей.
4. Задание 4 № 88
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Курсы находятся (при)том институте, где я работаю.
2) Я встретился с ним, что(бы) согласовать дальнейшие действия.
3) Что(бы) вы мне посоветовали?
4) Павел Васильевич то(же) будет в зале.
5. Задание 5 № 145
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Подолгу, прибывшие, создана, начавший.
6. Задание 6 № 34
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.
2) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.
3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.
4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.
7. Задание 7 № 371
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Обиженные вороны сидели вокруг каркали не смея подступить к суровому царю и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
2) Чуть свет я вставал и наскоро напившись чаю пускался в путь.
3) Не зная брода не суйся в воду.
4) Только что приготовленный плов манил всех призывными запахами.
8. Задание 8 № 64
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Окружённый со всех сторон русской армией неприятель продолжал защищаться.
2) Каждый листик был густо усыпан беловатыми каплями воды ещё не выпитыми солнцем.
3) Когда ты Света планируешь собираться в дорогу ведь времени осталось мало?
4) И пока он так говорил большая птица низко пролетела над кустом громко вскрикнув.
9. Задание 9 № 247
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник. (2)Но, уже более 70 лет словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией. (3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память. (4)Не только керченская земля, но и керченское подземелье хранит воспоминание о тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны.
(5)В мае 1942 г. при захвате Керчи яростно сопротивляющееся население и более 10 тысяч бойцов частей, прикрывавших отход основных сил, превратили катакомбы в крепость. (6)Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики.
(7)Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом. (8)Здесь, на поверхности, шла ожесточенная борьба за наружные колодцы — единственный источник воды. (9)Когда все подступы к колодцам были перекрыты, бойцы вырыли колодец под землей. (10)Каждый патрон, каждое зернышко, каждая капля воды были здесь на вес золота. (11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и продолжили борьбу с врагом. (13)Несмотря на голод и жажду, взрывы и обвалы, советские воины более двух месяцев вели активные боевые действия. (14)Лишь к сентябрю, когда силы аджимушкайцев были на исходе, организованное сопротивление в подземной крепости прекратилось. (15)Из более чем 13 тысяч оборонявшихся в живых остались только 48 человек.
(16)История героической обороны Аджимушкайских катакомб еще не дописана. (17)Исследования приведут к открытию новых имен, новых подвигов. (18)Но подвиг известных и безымянных героев нашего народа в Великой Отечественной войне вечно будет жить в нашей памяти.
(237 слов)
10. Задание 10 № 248
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ.
11. Задание 11 № 249
Почему словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Задание 12 № 250
Определите и запишите лексическое значение слова «эмоции» из предложения 3. Эмоции — ...
(3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память.
13. Задание 13 № 251
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6-7, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Задание 14 № 252
Объясните значение пословицы «Всякому мила своя сторона», запишите Ваше объяснение.
Зима и лето – два контраста, две противоположности, единые в своем великолепии. Каждая пора по-своему находит путь к сердцу, но не оставляет равнодушным. Какое время года лучше? Можно ли их сравнить? Как их сопоставить?
Если говорить о зиме, то эта пора достаточно сурова, но в этой строгости есть своя чарующая прелесть. Холодное время года – это уникальная возможность насладиться снегом, почувствовать неповторимые ощущения, разгуливая по замерзшей реке, ощутить приятное бодрящее пощипывание мороза на лице, от которого на щеках появляется румянец. Конечно же, зима – это Новый год и Рождество, любимая многими зимняя связка домашних праздников, без которых наша жизнь была бы гораздо скучнее.
Зима заставляет ценить нас тепло, делая жилище гораздо уютнее. Приходя домой с мороза и ощущая, как горит лицо, становится как-то душевно и приятно. Острее чувствуется прелесть домашнего очага. Когда за окном воет вьюга и укутывает притаившуюся природу белым покрывалом, так хочется затаиться в своем теплом жилище и наблюдать через окно за этой необузданной стихией.
Зима – это неповторимая художница, которая преображает буквально всё, до чего может дотронуться. Узоры на окнах, искрящееся покрывало снега на дорогах, неповторимые узоры на схватившихся морозом лужах, монументальные картины трескающихся ледяных глыб на реке. Каждый пейзаж достоин вдохновенной кисти художника.
Однако лето тоже нельзя сбрасывать со счетов. Лето – это радость в чистом виде, позитивные эмоции, переполняющие весь мир. Яркое и щедрое солнце, отдающее свои теплые лучи каждому, кто выходит на улицу. Буйство природы, цветение и перерождение, вездесущая зелень, радующая глаз. Лето – это период приятных впечатлений и насыщенных эмоций, время отдыха и восстановления сил. Его мы ждем, чтобы отвлечься от повседневности и позволить себе привольную жизнь.
Летний щедрый стол всегда богат овощами и зеленью. Пусть сейчас в супермаркете можно купить любые овощи в любое время года, но когда покупаешь на небольшом рынке домашние помидоры, напитанные солнцем и еще теплые после того, как их сняли с грядки, ты понимаешь, что высокие технологии сельского хозяйства никогда не заменят простого удовольствия натуральных продуктов.
Лето также является неповторимым и вдохновенным художником, каждый год предлагающим на суд общественности свои смелые работы, сотканные из зелени, счастья и лучистого солнца.
Так что же лучше, зима или лето? Не зря говорят: «оценишь, когда потеряешь». Народы, живущие на экваторе и не знающие зимы, смотрят на снег, словно это какое-то чудо. А обитатели северных земель, лишенные солнца, говорят о южных краях, словно это райские места. Правда как всегда посередине: наше благословение – это не зима или лето отдельно взятые. Это смена сезонов, дарованная нам природой, чтобы мы могли насладиться всеми ее красками.
Жирным шрифтом выделено подлежащее (подчеркиваем одной линией), подчеркнутым курсивом - сказуемое (подчеркиваем двумя линиями)
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, бес растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.