Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него. девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. они с восхищением смотрят на вальс снежинок в морозном воздухе. пусть они уже не раз видели это, но красота мгновения неописуема, её можно лишь увидеть, чтобы понять. на этом холсте мы видим первый день зимы в деревне. огромные снежные хлопья с небес на землю, на берёзу, на крыши домов. на только что занесённой снегом дороге стоит серая ворона, а в ветвях дерева трещит сорока. деревенские дома точно обновились. это не те дома, что были вчера под осенним дождём. изба на переднем плане, на крыльце которой стоят дети, кажется новой. мне картина понравилась. когда живёшь в городе и выпадает первый снег, это восхищает. и в то же время интересно, как подобное выглядит, например, в лесу или в деревне. на мой взгляд, художнику великолепно удалось показать красоту первого снегопада. на смену осени обязательно приходит зима с ее , вьюгами и метелями. и мы ждем, когда же наступит тепло. а вот первому снегу и легкому, и пушистому, и непривычно белому после осенней грязи радуемся. стараемся рассмотреть красивые снежинки и удивляемся их многообразию. настроение поднимается, становится весело от мыслей и о катке, и о коньках, и о санках. вот и на картине а.а. пластова дети выбежали на крыльцо полюбоваться на первый снег, крупными хлопьями снежинок. все вокруг стало белым-белым и крыши домов, и крыльцо, и вся улица. даже мудрая ворона решила порадоваться вместе с детьми и спустилась с дерева на снежок. а красивая синичка сидит на веточке дерева, посматривает вниз и, наверно, думает: эти детки теперь сделают для птичек кормушку. снега, конечно, еще маловато. видны подтаивающие проталинки. но какой-то крестьянин уже мчит по деревне стоя в санях, а его лошадь резво бежит, радостно подняв голову и раздувая ноздри. и детям уже хочется слепить снеговика, поиграть в снежки. вот только девочка сходит потеплее одеться.
Сколько трагических страниц было записано в книге памяти нашего народа в xx столетии! и, , наиболее трагическими являются страницы великой отечественной войны. четыре года страданий, четыре страшных года, унесших жизни миллионов невинных людей. четыре года голода, холода, предательства, постоянного страха смерти. четыре года ненависти. ненависти к тем, кто посягнул на самое святое — человеческую жизнь, к тем, кто затопил слезами и кровью многострадальную нашу землю. ты, знаешь, наверное, все-таки родина не дом городской, где я празднично жил, а эти проселки, что пройдены, с простыми крестами их могил. но вместе с этой ненавистью жила любовь к тем, кто с надеждой ожидал возвращения с фронта родных, кто своей неистребимой верой им выжить в пекле битвы: …ожиданием своим ты спасла меня. как я выжил, будем знать только мы с тобой, — просто ты умела ждать, как никто другой. эти проникновенные строки принадлежат перу к. м. симонова. в годы великой отечественной войны он работал корреспондентом газеты «красная звезда» в действующей армии. трудности, испытания военных лет поэт знал не понаслышке. боль и отчаяние, грусть и печаль, надежда и вера — все эти чувства вылились в слова прекрасного стихотворения «жди меня». опубликованное в газете «правда» в феврале 1942 года, когда фашистские захватчики под ударами советских войск отступили от москвы, стихотворение моментально завоевало сердца читателей. по свидетельствам очевидцев, солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. и, возможно, последним в сердцах погибших звучало трагическое заклинание: жди меня, и я вернусь. только жди… сотни километров военных дорог «шли бесконечные злые дожди». усталые женщины, солдатки как своих родных встречали чужих отцов, мужей, сыновей. украдкой вытирая слезы, вымаливали у бога прощения и защиты своим же защитникам. а на поле боя снег смешан с кровью и золой. горько осознает лирический герой, что бой проигран, необходимо отступать. за спиной остается «кровавое солнце позора». мертвые, которым боевые товарищи не успели закрыть глаза, лежат не в солдатских могилах, а прямо в дорожной пыли. война каждое свое мгновение сеет смерть. трудно смириться со смертью родного человека, боевого товарища: неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает. с другом ты делил фронтовые печали и радости. в занесенной снегом землянке вы когда-то пели застольные песни, рядом, под одной шинелью, спали у жестяной печи. трудно, невозможно смириться со смертью товарища, но , гнев, терпение, которые ты унаследовал от друга, должны тебе продолжать бороться. и если вдруг тебя на этом пути остановит смерть, кто-то другой возьмет из твоих обессиленных рук твой груз, «за мертвых мстя и ненавидя». нет ничего важнее крепкого дружеского плеча в трудную минуту. верный боевой товарищ готов в любой момент расстаться с жизнью, оставаясь верным боевой дружбе, отчизне и своему народу: я знаю, ты пуль не боялся, и жизнь, что дала тебе мать, берег ты с мужскою надеждой ее подороже продать. но не только отчаянием наполнены военные строки. призыв не сдаваться, бороться до конца проходит красной нитью сквозь все военные стихотворения к. симонова. необходимо убить фашиста, чтобы он, а не ты, лежал поверженный на земле. чтобы в его, а не твоем, доме плакали. чтобы жена фашиста, а не твоя, стала вдовой. надо убивать вероломных захватчиков каждую минуту. сдаваться нельзя. только вера в победу ла нашему народу выжить и победить врага.