Зарница начинала ярко блестеть на востоке (Л. Т.). Бурка не промокает и влажна только сверху (П.). Противник не располагал артиллерией (Нов.-Пр.). Снег лежал еще кое-где на выровненном поле аэродрома (Лид.). Дни лета клонились к осени (П.). Уж на равнине по холмам грохочут пушки (П.). Перед домом расстилался густо-зеленый луг… (П.). Взошла заря, блистает бледный день (П.). Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу… (П.). Сквозь волнистые туманы пробирается луна (П.). Старательно макая и отряхивая перо, она написала свое имя (Л. Т.). Загорелись огни в окнах соседних дач (Гайд.). Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка (П.). Крейсер уклонился от общего курса влево (Нов.-Приб.). Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.). Надя вскочила с постели и быстро пошла к матери (Ч.). Вдруг на площадь галопом прискакал урядник (М.Г.). Казбич перескочил через ружье и кинулся бежать по дороге (Л.). Голос его замирал и дро-жал от страха (Г.). Никто, кроме нее, не умеет стереть табак, как я люблю (Л. Т.). Погиб и кормщик, и пловец (П.). Проливной дождь вымочил меня до последней нитки (П.). Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было (Гонч.). Я на вас могу положиться (Т.). Взгляды тихо разгорались и быстро погасали (Т.). Легкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выгоревшую траву (Шол.). Воля и труд человека дивные дива творят (Н.). В непроглядных тучах открывались невиданные зарницы, озаряя серую равнину (А.Н.Т.). Проселочным путем люблю скакать в телеге (Л.). Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону (Л.). Заяц выскочил из лесу и побежал полем (П.). С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаз (Ч.).
Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.
Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.