Выберите прописную или строчную букву в написаниях. при необходимости пользуйтесь словарем. расставьте, если надо, кавычки. 1. книга (а,а)нтуана (д,д)е (с,с)ент (-? ) (э,э)кзюпери (м,м)аленький (п,п)ринц была включена в список внеклассного чтения для учеников 6 класса, но двоечник (в,в)ася (щ,щ)укин по прозвищу (щ,щ)ука не смог прочитать и десяти страниц. да и вообще из всего списка он смог осилить лишь (т,т)ургеневскую повесть (м,м)уму. 2. людвиг (в,в)ан (б,б)етховен сочинил много сонат, среди которых есть соната (а,а)ппассионата, которую часто называют среди любимых (л,л)енинских произведений. после войны, в (с,с)талинское время, среди любимых музыкальных произведений часто называли (л,л)енинградскую симфонию (ш,ш)остаковича (советуем заглянуть в 3. ежегодные (п,п)ушкинские чтения, проводимые в день рождения великого поэта, привлекают многих любителей (п,п)ушкинского творчества. в этот день известные актеры читают (п,п)ушкинские строки, а исследователям вручают (п,п)ушкинскую медаль, специально учрежденную высокую награду. 4. к временам правления (я,я)рослава (м,м)удрого относят создание свода законов (р,р)усская (п,п)равда. чтобы узнать год составления (д,д)екларации (н,н)езависимости сша, надо обратиться к учебникам и справочникам (советуем заглянуть в 5. о красивой и роковой женщине часто говорят как о современной (к,к)леопатре, этих (к,к)леопатр хх века любят упоминать модные журналы. в этих же изданиях любят говорить о современных (д,д)он(ж,ж)уанах и (к,к)азановых, а вот (д,д)он(к,к)ихоты гламурным изданиям не интересны. 6. новая трактовка ролей (д,д)она (с,с)езара (д,д)е (б,б)азана и (п,п)ринца (г,г)амлета была предложена руководителем театра (с,с)атирикон (к,к)онстантином (р,р)айкиным. а вот образы (д,д)(’,а)ртаньяна и (к,к)оролевы (а,а)нны (а,а)встрийской у многих зрителей связаны с советским фильмом (д,д) )(’,а)ртаньян и три (м,м)ушкетера (советуем заглянуть в 7. температуру можно измерять по (ц,ц)ельсию, по (ф,ф)аренгейту и по шкале (к,к)ельвина. но только (к,к)ельвин оказывается единицей измерения температур. 8. золотым веком в испании называют время (э,э)ль (г,г)реко, (в,в)еласкеса и (л,л)опе (д,д)е (в,в)еги. в конце хiх века испанию, в первую очередь барселону, прославил великий архитектор (г,г)ауди (полное имя (а,а)нтонио (г,г)ауди (-? ) (и,и) (-? ) (к,к)орнет) (советуем заглянуть в 9. в 1999 году отмечалось 500 лет со дня создания (г,г)еннадиевской (б,б)иблии, совсем недавно – 950 лет (о,о)стромирова (е,е)вангелия. к сожалению, точные даты создания многих памятников письменности, например (н,н)овгородской (л,л)етописи, нам неизвестны. 10. сегодня родители все чаще детям имена, заглядывая в календарь. в нашем классе учится (м,м)атвей, родившийся в ноябре в день (а,а)постола и (е,е)вангелиста (м,м)атфея, а самые популярные имена для девочек напоминают нам о (в,в)еликомученице (а,а)настасии и (м,м)ученице (т,т)атиане.
1. Укажите неверное высказывание.
а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.
2. Укажите словосочетание с предлогом.
а) Распустилась под окном; в) не было никого.
б) Саша и Даша;
3. Укажите словосочетания с производным предлогом.
а) рос над водой; в) демобилизация
б) лежал под столом; вследствие ранения.
4. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.
а) Из(за); в) из(под).
б) (в)течение;
5. Составьте из данных пар слов словосочетания, употребив предлогии.
а) Жить, страна; в) положить, полка;
б) гулять, парк; г) подарок, мама.
6. Вставьте на месте пропусков предлог из или с(со).
а) Пойти в библиотеку — прийти ... библиотеки;
б) прийти на завод — уйти ... завода;
в) отправиться в школу — возвратиться ... школы.
7. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.
а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.
Второй уровень
1. Укажите верные высказывания.
а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.
2. Укажите словосочетания с предлогами.
а) Красиво, но дорого; г) стояли вокруг площади;
б) выйти из-за поворота; д) взял бы его;
в) вспыхивать то тут, то там; е) в течение многих дней.
3. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны; г) благодаря выпавшему снегу;
б) находился в течение дня; д) без хорошего друга;
в) проехали мимо музея; е) вздрогнул от неожиданности.
4. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В)близи; г) (на)встречу;
б) (в)продолжение; д) (по)мере;
в) из(за); е) (в)следствие.
5. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
6. В каких словосочетаниях надо употребить предлог из?
а) Вернуться ... школы; в) вернуться ... магазина;
б) вернуться ... реки; г) вернуться ... улицы.
7. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
8. Укажите словосочетания, при переводе которых на украинский язык изменяется предлог и падеж существительного.
а) Доехать до города; в) зайти за угол.
б) отменить из-за непогоды;
Третий уровень
1. Выпишите сначала сочетания с непроизводными предлогами, затем — с производными, укажите падеж существительного. Вследствие опоздания, до угла, перед домом, вдоль реки, через край, наподобие круга, в силу обстоятельств, между нами, в продолжение года.
2. Составьте режим дня, употребляя производные предлоги во время, в течение, на протяжении, в связи с, по окончании, спустя.
3. Составьте предложения с данными словами.
В течение, в течении; вследствие, в следствии; несмотря на, не смотря на.
4. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, объясните
орфограмму.
Мне придется отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели.
О судьбе героя можно прочитать (в)продолжени.. романа.
Далеко (из)за деревьев долетела песня.
(По)над домом сад цветет.
Кого же он имел (в)виду?
(В)место девяти часов утра мы выехали в два.
Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распрощались.