Вспомните, что такое название текста. Какова его функция? Подумайте, можно ли по названию определить, о чем пойдет речь в тексте? А можно ли определить тип речи?
• «Пятится ли рак назад?»
• «Мой воскресный день»
• «Лесной оркестр»
• «Зимний день»
• «Сосна»
• «Мой друг»
• «Что я люблю и не люблю»
2. Разверните одно из высказываний. Определите тип текста:
• День только начинался…
• Как объяснить случай, о котором я вам сейчас расскажу?
• Что-то странное было в этом человеке…
• Каждый день нам подарен для счастья…
3. Сравните темы. Какие из них, на ваш взгляд, предполагают соединение типов речи? Каких? Почему
• «За что я люблю (осень, весну…)»
• «Звездное небо»
• «Лунный свет»
• «Сказание о моем друге»
• «Мой хороший (нехороший) поступок»
• «Смех весны
• «О чем может сказать дом»
• «Портрет моего дома»
• «Советы друзьям»
• «Чему нас учат сказки»
4. Прочитайте текст.
В любом названии места скрывается тайна. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решаем задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка, Дубровка, Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни. Но вот уже чуть сложнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять решил, что в наших местах водилось много орлов. Отец, с которым я поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов. С возрастом интерес к такого рода исследованиям не пропадает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. Но почему оно называлось Орлово, так и не удалось докопаться. (По В. Пескову)
- Определите тему, основную мысль, идею данного текста. - Как можно озаглавить текст? - Какой тип речи использован в тексте?
5. Сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?
А.. Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит –
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим
Трезубцем пригрозив своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»
А. А. Фет
Б. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, наклоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко перелетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.
А. С. Грин
В. В настоящее время здесь разыгрывается настоящая буря. Усиливается ветер до 20 метров в секунду, высота волн уже превышает 5 метров. Как это обычно бывает в такую погоду, снижается видимость.
Из газеты
6. Как связаны между собой предложения?
(1) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.
(2) В комнату вошел человек. Вошедший был бледен.
(3) Хвастовство — это глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других.
(4) Девочка сидит за столом. Она читает книгу.
(5) Он надел очки. Глаза стали лучше видеть.
7. Проанализируйте текст по следующему плану:
1. Докажите, что это текст.
2. Определите тему текста.
3. Сформулируйте основную мысль.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите тип текста, докажите свое мнение как развивается мысль в тексте.
7. Определите и средства связи предложений в тексте. Как они раскрыть основную мысль?
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — великий дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель. В конце концов разница между обоими невелика. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
К. Г. Паустовский
Мальчики стояли оцепенев. Лентяй сидя спит, лёжа работает. В ущелье лёжа Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце и освещая им путь к людям. Игнатий стоял опустив глаза. Хаджи-Мурат, быстро прихватив ружьё, вложил ногу в узкое стремя и, незаметно перекинув тело, неслышно сел на высокую подушку седла. Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведшую к дому. Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя. Дождь шёл не только не ослабевая, но всё более усиливаясь. Я совсем растерялся и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в темноту.