(Виды связи предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте) Работа с текстом
Задание 1
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
1) Можно ли эти предложения назвать текстом?
- А почему их нельзя назвать текстом?
2) Что их объединяет?
Задание 2
1) Решите,в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст.
2) Давайте прочитаем, что получилось.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Цепной вид связи.
- Как осуществляется связь предложений в тексте ?
- Подчеркните в тексте «Листопад» «сцепляющие» слова:
- Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? (однокоренными)
- Какой частью речи является слово «они»? (местоимением)
- Какое слово заменяет это местоимение в предыдущем предложении (листья)
(т.е. для того, чтобы скрепить текст, мы употребляем местоимение они вместо имени
существительного)
Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной. От слова «цепь»
Параллельный вид связи.
Работа с текстом
Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.
(И.Соколов-Микитов)
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.
-В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Какие предложения раскрывают и поясняют основную мысль?
- Есть ли в этом тексте сцепляющие слова?
Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым. Т. е. 2, 3, 4 предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной.
Составляем схему текста в тетрадях
Домашняя работа
Задание 3. Создайте тексты, применив цепную или параллельную связь.
1) Над лесом показался краешек солнца
2 ) Я выхожу на поляну. За- густой ельник. …
3) Лесные жители готовились к зиме. …
4) Красив, наряден лес в дни ранней осени. …
нужна хоть часть заданий в кратчайший срок.
ответ: Прометей - он по моему мнению самый смелый. Не был бы смелым не украл бы для людей огонь у Богов. В мифах он представляется героем - храбрецом человечества.
Давным давно у людей не было огня и они страдали без тепла и света. Прометей не смог сидеть сложа руки и решил человечеству. И выкрал огонь с Олимпа. За это он поплатился жизнью. Зевс его приковал к скале и оставил умирать там. Каждый день к нему прилетал орёл посланный Зевсом и клевал его печень. Таким была кара великого и жестокого Зевса.
Объяснение:
Здравствуй, дорогой дневник. Я хочу рассказать о самом необычном, насыщенном и добром дне. Я участвовал во всемирном дне " ".
Я очень люблю людям, всегда делал работу по дому бабушкам и бездомным животным. Мне только в радость увидеть улыбки на лицах людей. И вот я узнаю о дне " ". Мне сразу захотелось принять в нем участие. Этот день был самым счастливым и радостным. Погода была просто отличная! Светило яркое солнышко, было тепло. Множество людей гуляло на улицах. У каждого из них на лице были улыбки, таким чубным оказался тот день. Я очень рад что существует такой праздник и в мире много добрых людей!
Объяснение:
Если, нужно можешь переделать. Извиняюсь за ошибки, писала очень быстро могла не заметить.