Вариант 2. 1. сложное предложение - это a) два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. b) основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или во-прос, или побуждение, имеет грамматическую основу. c) предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при информации, соколов или союзных слов. 2. укажите сложное предложение: a) на пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором. b) меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают про-сторы родной природы. c) в полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, посёлок казался особенно угрюмым. 3. укажите сложносочиненное предложение: a) азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна. b) я обрадовался при мысли, что увижу ее снова. c) алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу. 4. укажите ссп с разделительным союзом: a) не то маячили горы, не то это только казалось. b) жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери. c) дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила. 5. укажите ссп с противительным союзом: a) нина переводила глаза то на любу, то на олю. b) волчата ничего не поняли, но замахали хвостом. c) ходили за черемухой девчонки, да оборвать черемуху им не позволил гром. 6. укажите ссп с соединительным союзом: a) ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметну- пась прощальным жестом. b) бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. c) или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять. 7. в каком предложении в указанном месте запятая не ставится: a) из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно. b) глядел мальчик умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. c) брат отказался от моей и хотел всё сделать сам. 8. укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ _ и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое отки a) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. b) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. c) сложносочиненное предложение, перед союзом нужна запятая. 9. укажите сложносочиненное предложение, между частями которого не нужна запятая: a) катер пошел со специальным и ввиду бурной погоды за него беспокоились. 3) он читал и строчки сливались в серые полосы. c) в городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. 10. найдите спп: не летали, ни пушки не гремели. же стояли обнаженные. улетели.
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех
2 вариант: открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.