Вариант 1. Осенний кавардак
(1)ОСЕНЬ. (2)Хлюпает дождик. (3)Как ему не надоест целый день хлюпать? (4)Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. (5)А потом пойдут туманы – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. (6)Я иногда хожу к ней в гости.(7) Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.(8) Деревенщина!
(9)Туманы – туманы – туманы.(10) Грязь – грязь – грязь.(11) И вдруг потянет теплом. (12)Налетят со всех сторон сумасшедшие птицы. (13)Небо станет, как вымытая Зинина голубая юбка, и на черных палках покажутся зеленые комочки.(14)Потом они лопнут, развернутся, зацветут… (15)Ох, хорошо! (16)Это называется – весна.
Деревья, вот даже старые, молодеют каждую весну. А люди и взрослые собаки – никогда. Отчего? Вот Зинин дядя совсем лысый, вся шерсть с головы облезла, точь-в-точь – бильярдный шар. А вдруг бы у него весной на черепе зеленая травка выросла? И цветочки?
Или чтоб у каждой собаки в апреле на кончике хвоста бутон распускался?..
(17)Все бы я на свете переделал. (18) Но что же может маленький фокс?
А в доме – кавардак. Снимают ковры, пересыпают каким-то на-фта-ли-ном. Ух, как от него чихаешь! Я уж в комнаты и не хожу. Лежу на веранде и лапой тру нос. Ведь я же всегда хожу босиком, к лапам и пристает. Прямо несчастье!
(С.Черный. «Дневник фокса* Микки»)
1. Какие языковые средства использует автор для описания весны (олицетворения, метафоры, эпитеты и др.) Приведите примеры из текста.
2. Каким словосочетанием Микки называет почки?
3.С какой целью в 9-ом и 10-ом автор трижды повторяет одни и те же слова?
4. Какое синтаксическое средство речевой выразительности автор использует в 14-ом предложении – лопнут, развернутся, зацветут?
5. К какому стилю относится текст? Обоснуйте свой ответ.
6. К слову хлюпает (предложение 2) подберите синонимы и запишите их.
7. Как вы считаете, почему из всего синонимического ряда С.Черный использовал глагол хлюпает? Какую стилистическую окраску имеет этот глагол?
8. Из 7-ого предложения выпишите слова знаменательных частей речи. В которых все согласные твердые?
9. В словах вымытая, развернутая выделите все морфемы?
10 Каким образовано слово переделал? (предложение 17)
11. Чтобы не ошибиться в написании слова сумасшедшие (предложение12). Достаточно определить, как оно образовано. Напишите образования этого слова.
12. Сформулируйте орфограмму, в соответствии с которой пишется приставка в слове развернутся предложение 14?
13. Выпишите из текста притяжательные прилагательные вместе с существительным, к которому оно относится. Замените это словосочетание другим синонимичным словосочетанием со связью управление (сущ+сущ), и запишите его.
14. Почему автор чаще использует в тексте глаголы в форме будущего времени?
15. выпишите из текста причастие, которое употребляется в значении прилагательного.
16. Какой частью речи является слово поперек (предложение7)?
17. Укажите номер предложения, в котором употреблено междометие?
18. Укажите номера восклицательных предложений. Какова их роль в тексте?
19. Укажите номера предложений, в которых содержится риторический во Что обозначают риторические во Укажите номера сложносочиненных предложений. Союзы каких разрядов в них используются?
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: ученик был к математике.
2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем.
Ошибка: образование степени сравнения прилагательного, уже заключающего в своей семантике степень проявления признака (обильный - имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный.).
Следует: Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и еще более богатый — в следующем.
3. Подобный ответ бессмысленен.
Ошибка: неправильное образование краткой формы прилагательного. Правило: если ударение не падает на ЕНН, пиши в краткой форме ЕН (кроме искренен и своевременен): бессмысленный(ударение не на енн-пиши бессмыслен).
Следует: Подобный ответ бессмыслен.
4. У мальчика появились и более худшие привычки.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного "плохой". Формы степеней сравнения для этого прилагательного - супплетивные.
Следует: У мальчика появились и более плохие привычки.
5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: Стихи были удачны и по содержанию и по форме.
6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
Ошибка: неправильное образование формы простой сравнительной степени наречия "бойко".
Следует: Первый ученик отвечал бойче, чем второй.
7. Комната низкая для такой мебели.
Ошибка: следует выбрать краткую форму, так как она указывает здесь на признак предмета применительно к создавшейся ситуации. (не постоянное качество).
Следует: Комната низка для такой мебели.
8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
Ошибка: употребление в одном предложении краткой и полной форм прилагательного в роли именной части сказуемого.
Следует: так как от прилагательного "голубое" краткая форма не образуется, предложение лучше перестроить: Небо сегодня голубое, оно полно удивительной прозрачности.
9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного "хороший". Формы степеней сравнения для этого прилагательного - супплетивные.
Следует: Партия была отложена в лучшем положении для белых.
10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Ошибка: так как два из трех сказуемых имеют зависимые слова и их именная часть выражена кратким прилагательным, то все необходимо употребить в краткой форме.
Следует: Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянут, всегда одет по форме, культурен в обращении.
Первой телевизионной передачей движущегося образа, состоявшего из разных оттенков черного и белого цветов, можно считать опыт шотландского инженера Джона Бэрда, который он осуществил 30 октября 1925 года в своей мастерской на Фрит-стрит в Лондоне.
Джон БэрдЕго примитивный телевизионный аппарат был сделан из чайной коробки, картонного диска Нипкова, шляпных коробок, швейных иголок, стекла от велосипедных фар, старых электродвигателей, струны от пианино, веревки, клея и лака.
Первую систему электронного телевидения высокого разрешения (частота трубок более 100) разработала исследовательская группа EMI. Ею руководил эмигрировавший из России Исаак Шенберг. Эта система была продемонстрирована 6 декабря 1932 года. 130-строчный телеприёмник (экран 5x5 дюймов) показал маленький фильм о смене караула у Букингемского дворца. Исаак Шенберг смог решить и задачу электронного наложения образа. Продемонстрировав в 1934 году камеру типа «Эмитрон», он пошутил: «Господа, мы изобрели самого большого пожирателя времени».