в1. выпишите из 5 – го предложения грамматическую основу.
в2. найдите и выпишите из первого абзаца страдательные причастия времени.
в3. найдите и выпишите из текста страдательные причастия времени, которые пишутся с не слитно.
в4. выпишите из текста страдательные причастия времени, в которых пишется -нн-.
в5. выпишите из второго абзаца причастный оборот, стоящий после определяемого существительного.
спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. выполните часть в.
гроза.
1) (не) забыва…. мое впеч…. тление оставила гр…. за в деревне.
2) нач…. лась она вечером. 3) светлая з…. ря ещё (не) закрытая ч…. рной приближающейся тучей оз…. ряла розовым светом всю спальню.
4) вдруг страшный гр…. мовой удар п…. тряс весь дом и полил дождь (не ) прекращавшийся в течение часа. 5) сквозь (не) занавеше……ые окна постоянно видна была молния. 6) (не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома держали нас в состоянии (не) прекращавшегося страха. 7) к…. залось, что какая – то сила снесёт наш домик стоящий на высоком берегу. 8) он ничем (не) защищё……ый от ветра был доступен всем ветрам и грозам.
9) когда мой испуг я принялся рас…. прашивать что такое молния отчего она заж…. гается, отчего гремит гром. 10)всю ночь с (не) осл…. бевающим интересом слушал я рас…. казы отца. 11) и только когда небо оч…. стилось и зам…. лькали звёзды я заснул в своей кр…. ватке. 12) остаток ночи я спал (не) пробудным сном до поз…. него утра.
проведем эксперимент. возьмем первую фразу какого-либо произведения и задумаемся: какой должна быть следующая фраза? конечно, мы не сможем угадать предложение дословно. но сказать, о чем будет следующая фраза, нам вполне по силам. для этого надо внимательно вдуматься в первую фразу, проанализировать ее.
итак, начали.
погода вначале была хорошая, тихая.
это первая фраза рассказа а.п. чехова "студент". о чем может идти речь дальше?
разумеется, о погоде. в первом предложении строем фразы подчеркнуты сказуемыехорошая и тихая. и естественно, читатель ждет продолжения - что значит хорошая итихая? и действительно интуиция нас не обманывает. далее у чехова читаем:
кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.
однако и здесь не ощущается полной законченности мысли. что-то еще недосказано. но что?
вернемся снова к первой фразе. погода вначале была хорошая, тихая. здесь важно наречие вначале. оказывается, хорошей и тихой погода была только вначале. значит, затем она изменилась. как изменилась? структура и смысл первой фразы содержат противопоставление, предполагают дальнейшее но: погода была хорошая и тихая, но только вначале. в хорошей художественной прозе не может быть случайных слов. если сказано вначале, мы ждем, что будет потом, затем. и наши читательские ожидания, предположения полностью оправдываются. но появляется в четвертой фразе:
но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. по лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. запахло зимой.
так заканчивается первый абзац. не будем пока делать выводы. обратим лишь внимание на теснейшую связь предложении.
а вот начало отрывка под названием "дорога из парашина в багрово" из автобиографической книги с.т. аксакова "детские годы багрова-внука":