В истории отечественной культуры есть фигуры, значительность которых определяется не столько совокупностью созданных ими в свое время текстов, сколько их личными инициативами, их непосредственным влиянием на атмосферу философской жизни.
Здесь важно уловить не историческую интонацию так-то и тогда-то им прозвучавшего в хоре эпохи голоса, а основную интуицию в биографии как поступка.
Требуется иная мера масштаба, в рамках которой дело мыслителя может быть понято как именно дело и уже постольку – как слово и как идея.
Изучая судьбы таких личностей, как Федоров и Бахтин, мы слишком легко забываем, что они не совпадают с судьбами их сочинений: философия поступка становится известной позже самих поступков, а дело их жизни лишь в далекой перспективе обретает контуры общего дела.
(Из ст. Юсупова)
1. Найдите в тексте по одному примеру разных синтаксических единиц, охарактеризуйте их компоненты, связь между ними и средства связи.
2. Найдите в тексте все однородные члены, выпишите, охарактеризуйте связь между ними и средства связи.
3. Выпишите из второго предложения все словосочетания и охарактеризуйте средства связи.
Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.
Шёл дождь и два студента; один в университет, другой шах.
Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)
на долю которых выпали необычайные да и опасные приключения.
Отправившись путешествовать во время половодья, они оказались на необитаемом
острове, непроходимыми болотами отрезанном от всей земли. Хлопцам грозила
гибель...
Но они выстояли, преодолели все трудности взрослым обезвредить
и задержать опасную шайку бандитов. И в этом проявились не только мужество
полесских робинзонов, а прежде всего взаимо готовность к
самопожертвованию и крепкая, верная дружба.
I
Отважные путешественники. - Среди моря. - Крушение корабля. -
Путешествие по воде. - Незнакомый берег. - Подсчет имущества.
- Правь туда, вон в тот лесок! Интересно покататься в челноке по лесу.
Долговязый Мирон, крепко вцепившись руками в борта, сидел на корточках
на дне выдолбленного челнока - "душегубки". Колени его едва не доставали до
носа. Показывая на лес, он вдруг поднял руку и даже привстал немного.
Челнок качнулся.
- Да не крутись ты! Видишь...
Виктор, стоя управлявший челноком, не успел договорить - потеряв
равновесие, он неловко растянулся и лодке. Душегубка качнулась еще сильнее,
зачерпнула воды. Хлопцы тут же распластались на дне и даже затаили дыхание.
Наконец челнок успокоился, в нем заплескалась вода.
- Видишь, чего натворил! - с упреком сказал Виктор. - И нужно было тебе
вставать! Вычерпывай теперь!
- Да сам же ты и виноват! - огрызнулся Мирон. - Пофорсить захотел: вот,
мол, как я ловко справляюсь с этой паршивой "душегубкой".
- Ну и справился бы, если б ты спокойно сидел!
- Я и сидел, а вот ты забыл, в каком корыте едешь. Чего стоял во весь
рост?