Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
1) (первого сентября обст.) (мы с ребятами подлеж.) (пошли сказ.) (в школу. обст.) 2)(Берёзы подлеж.) (в деревни обст.) уже (пожелтели сказ.) 3)(Стоят сказ.) такие (нарядные определ.) ,(чистые определ.),( яркие определ.), что боишься тронуть-вдруг (листья подлеж.)стряхнёшь. 4) (Не осыпаясь обстоятельство)(держится сказ.) (золотая определ) (листва.подлеж) 5) И вдруг опять (раздались сказ) (на берёзах обстоятельств) (птичьи определ.) (голоса подлеж) 6)К нам под ноги (начали падать сказ.составн. гл.сказ) (листья подлеж) 7)(Каждый определ.)(листик подлеж.) (словно бы тоненько обстоятельств.) (звенел сказ.),(отрываясь от ветки обстоятельств. т.к дееприч.оборот)
учить → учитель → учительница,
куда → никуда → никудышный → никудышно,
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
2)(Берёзы подлеж.) (в деревни обст.) уже (пожелтели сказ.)
3)(Стоят сказ.) такие (нарядные определ.) ,(чистые определ.),( яркие определ.), что боишься тронуть-вдруг (листья подлеж.)стряхнёшь.
4) (Не осыпаясь обстоятельство)(держится сказ.) (золотая определ) (листва.подлеж)
5) И вдруг опять (раздались сказ) (на берёзах обстоятельств) (птичьи определ.) (голоса подлеж)
6)К нам под ноги (начали падать сказ.составн. гл.сказ) (листья подлеж)
7)(Каждый определ.)(листик подлеж.) (словно бы тоненько обстоятельств.) (звенел сказ.),(отрываясь от ветки обстоятельств. т.к дееприч.оборот)