Установи соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции грамматических ошибок подбери соответствующую позицию из предложений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Поддерживая друг друга, у старичков отяжелевшая походка; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын.
2. Толстой уверен, что об истине нельзя прочитать, её можно только стихийно понять, преодолевая жизненные трудности, она приходит с опытом.
3. Здесь мы видим, как на страницах романа «Преступление и наказание» возникает излюбленный мотив Достоевского — проходящий мотив любви-ненависти через всё творчество писателя.
4. Сейчас она была счастлива наперекор всей вселенной.
5. На террасе в течение нескольким мгновениям господствовало молчание.
6. Конечно, Пушкин не первый, кто поставил в центр произведения внутренний мир героя — здесь можно вспомнить, например, повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».
7. Базаров, который в романе Тургенева «Отцах и детях» изучает лягушек, вызывает недоумение «отцов» — Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых.
8. Пётр строил новою Россию как в большом, а также в малом: создал империю и дал выход к морю, а также ввёл элементарные правила этикета и гигиены.
9. В романе Толстого рассказывается о поражении Наполеона не только на полях сражений, но и в душах героев.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом:
.
Б) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом:
.
В) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом:
.
Г) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
.
Д) Ошибка в построении предложения с однородными членами:
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.