Урок русского языка в 6 классе
Тема урока осложненное предложение. Вводные слова, обращения, однородные члены предложения»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки вводных слов, обращений, ОЧП, правила постановки знаков препинания, уметь выполнять разноаспектный анализ текста
Метапредметные:
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в диалоге
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий
Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Личностные: Соотносить «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, презентация
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Эпиграф на доске:
Книга в счастье украшает,
а в несчастье утешает.
Пословица
3. Формулировка темы урока. Целеполагание. Совместное планирование учебной деятельности
Какое предложение мы называем А осложненным? Чем может осложняться.
4. Объяснение нового материала
а) Исследовательская работа.
1. Сопоставьте предложения. Сделайте выводы
Правда всегда лучше лжи.
Я, правда, был несколько удивлен этой новостью.
Ребята, завтра отправляемся в поход.
Ребята завтра отправляются в поход.
5. Практикум
1) Комментированное письмо. Объяснение пунктограмм вкрадчиво понеслись первые звуки лесной симфонии. Невидимые поют в молодой листве и соловьи, и кукушки, и скворцы. Цветут сосна и ель. Над цветами и травами, над рекой и кустами летают голубые стрекозы. Как же много цветов вокруг: незабудки, ромашки, васильки.
Физкультминутка.
2) Расставьте недостающие знаки препинания. (Попробуйте сконструировать предложение, чтобы не стало вводных констркуций)
Весной_ возможно_ будет наводнение. Весной_ возможно_ наводнение.
С одной стороны_ я с вами полностью согласен. С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.?
Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.?
Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома. ?
Соотнесите предложения с: ОЧП, ,О, ,ВВ, Подлежащее – сказуемое, ПП.
Куда летишь ты, мотылек? Подснежники – первенцы весны. Мели, Емеля, твоя неделя. Может быть, к вечеру мы успеем. К сожалению, книг не оказалось. Клены и березы, липы и осины я в аллее парка посажу. Здесь построили новое здание.
3) Творческая работа. Дополните стихотворение вводными словами: к счастью, конечно, кстати, во-первых, во-вторых, в-третьих, думаю, наконец.
Уберечься от Вам снега груды.
… зимы холодны,
Снег глубокий до весны.
Вам … будет лень
Начинать с зарядки день.
Но … надо с детства
Укреплять сосуды, сердце.
… пробежка утром
(Это … нетрудно.)
… в проруб окунись,
Снегом колким разотрись.
… полезно, братцы,
Нам почаще улыбаться.
… всем полезно знать,
Как здоровье укреплять!
7. Рефлексия. «Закончи предложение»
« Сегодня я убедился, что…»
« Теперь я умею …»
« Я знаю, что осложненное предложение …»
8. Дифференцированное домашнее задание: параграф 86, упр 603, *подобрать из книг осложненных предложений
от до последних только я честно всё потратила все свои
1.Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
2. Здесь, среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеек.
3.Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, но испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо.
4.Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.
5.Обычно спокойный лектор, на этот раз сильно волновался.
6.Мне снова снилась ты, в цветах, на шумной сцене, безумная как страсть, спокойная, как сон.
7.Пирогов, был известен как опытный хирург.
8.Многие лесные обитатели, например крот и еж, на зиму впадают в спячку.
9.Видно было, что он промчался сюда не переводя духа.
10.Зима огромная нестерпимо блестающая на снежных пустынях, полей, развертывала передо мной свои диковинные картины. (здесь не уверен)
11.Погружённый в тяжелые воспоминания, старик не мог долго заснуть.
12.Здесь на лесистом берегу пруда, он утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней.
УДАЧИ!)
1. Лесная ягода;
2. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (словарь Ожегова).
Ножка (что?):
1. Нижняя часть гриба;
2. Уменьшительно-ласкательное нога.
3. Опора, стойка мебели.
Кнопка:
1. (кто?) шутливый: маленький человек или ребенок;
2. (что?) тонкое металлическое острие с широкой шляпкой (канцелярская кнопка).
Капитан (кто?):
1. Офицерское звание (капитан корабля).
2. Главное лицо спортивной команды.
Корень (что?):
1. Подземная часть растения.
2. часть волоса (внутренняя).
3. основа слова (корень).
4. часть зуба (корень).
Баранка (что?):
1. пшеничный хлебец в виде кольца.
2. руль автомобиля.
гребешок (что?):
1. вырост на голове некоторых птиц
2. расческа (заколка) для волос.
Хвост (что?):
1. Перья у птицы на заднем конце тела.
2. Хвост рыбы.
3. Хвост у животных.
4. переносное: длинный след на земле от чего-либо, кого-либо.
Заяц (кто?)
1. пугливый зверек.
2. шутливое значение: безбилетный пассажир.
молния (что?):
1. электрический разряд в воздухе.
2. застежка (куртка на молнии).
шуба (что?):
1. шкура животных.
2. верхняя мужская (женская одежда).
лисичка:
1. (кто?) уменьшительно-ласкательное лиса.
2. (что?) съедобный гриб.
сорока (кто?):
1. птица семейства вороновых.
2. болтливый человек.
звезда:
1. (что?) небесное тело;
2. (кто?) знаменитый деятель науки, спортсмен, певец.
лист (что?):
1. лист на дереве;
2. лист бумаги.
Нос (что?):
1. орган обоняния у человека;
2. передняя часть судна.
иголка (что?):
1. ёлочные иголки;
2. иголки у ежа;
3. иголка для шитья.
класс (что?):
1. школьная комната для занятий.
2. степень, уровень чего-либо.
• В какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову.
Существительные. К одушевленным существительным вопрос КТО? к неодушевленным - ЧТО?
Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.
ЗАЯЦ живет в лесу и питается различными травами, ягодами и клубнями растений. (1 значение)
Я решил не платить за проезд и проехать зайцем (переносное значение).