Упражнение запиши
его
раивать, танцевать, приклеивать
уст-
3. Распредели слова по группам в за-
висимости
от суффикса глагола. Рядом с
каждым
СЛОВОМ
начальную
форму. Какие слова ты
Какие слова ты не станешь записывать?
образец: рисую
рисовать; расстё-
расстёгивать.
воюю, ночую, перекладываю, горюю, бесе-
дую, волнуюсь, советую, заканчиваю, краси-
вую, разговариваю, пересчитываю, танцую
высаживаю, чувствую, пробую, исследук
заглядываю, счастливую, вышиваю, фотогра
фирую, настаиваю, постукиваю
олонных бук
Гиваю
не исключено, что уже в ближайшее время в обязательную программу российских средних школ будет включен новый предмет – шахматы. в последние годы эту интересную и, как представляется, полезную идею активно и настойчиво пропагандирует не кто-нибудь, а экс-чемпион мира, шахматный король 80-х анатолий карпов. – скажите, анатолий евгеньевич, что могут дать школьникам уроки шахмат? – на мой взгляд, эта древняя игра необходима именно детям. она воспитывает и спортивный дух, и логическое мышление, и другие качества, необходимые для становления личности. немногие знают, что звание чемпиона мира по шахматам существует уже 120 лет. шахматные чемпионаты старше олимпийских игр на 10 лет! – по количеству завоеванных титулов вам нет равных, и, похоже, никто в обозримой перспективе не сможет здесь с вами реально конкурировать? – действительно, мой результат можно назвать рекордным. я становился чемпионом мира восемнадцать раз. восемь – в личном зачете и столько же в командном. потому и награжден олимпийским орденом, несмотря на то что шахматы лишь недавно были включены в олимпийскую программу. став чемпионом мира, я стал настойчиво продвигать идею необходимости введения в курс общеобразовательных школ уроков шахмат. тем более что сам я в детстве учился в специальной шахматной школе михаила ботвинника. эта школа, кстати сказать, воспитала сразу нескольких известных гроссмейстеров, а борис злотник – тоже ее воспитанник – в настоящее время, , является лучшим в мире специалистом в области обучения тонкому шахматному искусству.
Ю. В. Бондарев – наш современник, принадлежащий к старшему поколению писателей. В своих интересных и трогательных произведениях он поднимает важные проблемы, актуальные во все времена. Так, в животрепещущем рассказе «Щенок» автором затрагивается вечная проблема - проблема совести.
В своем тексте автор заставляет читателей задуматься и о поступках, которые могут кардинально изменить чью-то жизнь, оказаться роковыми, и о совести, которая терзает душу и сердце главного героя рассказа. Находясь в пути в загородный дом отдыха, где уже неделю отдыхали его жена и дети, мужчина, свернув с шумного перекрестка на тихую дорожку, «не сумел сразу затормозить», и щенок, лаявший «игриво» и весело, попал под колеса автомобиля. «Жгуче презирая себя», мужчина смотрел на несчастного, пищащего и беззащитного маленького щенка, судорожно лижущего пальцы хозяина...
Хотя точка зрения Ю. В. Бондарева не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что совесть – важнейшее нравственное чувство, которое должно быть у каждого человека, потому что только совестливый человек в любой непростой ситуации всегда будет оставаться настоящим человеком.
Несомненно, не согласиться с писателем очень трудно. Мне кажется, что иногда муки совести могут немного искупить вину человека.
Актуальность проблемы совести, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. Например, одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». А Л. Н. Толстой в своей автобиографической книге «Путь жизни» писал: «Совесть – голос души».
В заключение хочу сказать, что старания автора не даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить эту непростую и важную проблему – проблему совести.