Упражнение 43. Спишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы. Укажите признаки глагола и прилагательного у каждого
из причастий. Определите синтаксическую функцию причастий.
Лодки были точно пр..кле..ны кч..рной воде, густо укра-
шенной ж..лтыми листьями (М. Горький). По хутору хлопали зак-
рываемые ставни (М. Шолохов). Тяж..лая капля, сорвавшаяся с
верхушк.. дуба, прыгала с места на место (В. Солоухин). Старые дре-
стволы были закрыты разросшимся кустарником
(Н. Гоголь). Поблeднeвшее небо стало с..неть (И. Тургенев). Погру-
жался в море клевера, окружённый сказками пчёл, но ветер, зову-
щий с севера, моё детское сер..це нашёл (А. Блок).
весные
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.