Упражнение 336. Выразительно прочитайте стихотворение
Берегите птиц
Будь другом птиц! Не убивай Не трогай ласточку! Она
В саду порхающих скворцов.
Издалека летит сюда,
Они прилежны, любят труд,
У нас растит она птенцов,
Уничтожают червяков.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над земли
Летают стаи голубей!
М. Джангазиев
1. Спишите сначала столбик стихотворения, в котором есть сложное пред-
ложение. Подчеркните в нём грамматические основы.
2. Затем спишите столбик стихотворения с однородными членами.
Какие птицы прилетают к нам весной?
Дай им характеристику: укажи лицо и число каждого из них: они (3 лицо, мн.ч.), мы (1 лицо, мн.ч.), я (1 лицо, ед.ч.). А в каком падеже они все стоят? Именительный падеж (для всех, т.к. они являются главными членами предложения – подлежащими).
Затем найди словосочетания, где личные местоимения являются зависимыми словами. Также укажи их лицо, число и падеж: к нему (3 лицо, ед.ч., д.п., зависимое слово от глагола пришли ( к кому?)), к нам (1 лицо, мн.ч., д.п., зависимое слово от глагола присоединились ( к кому?)), в неё (3 лицо, ед.ч., р.п., зависимое слово от глагола вскочил ( куда?)), под ней (3 лицо, ед.ч., д.п., зависимое слово от глагола оказался (под чем?)), на нём (3 лицо, ед.ч., п.п., зависимое слово от глагола стояло (где?)).
В первом предложении покажи графически связь главных членов:
Заяц (ставим над словом крестик) – ведем стрелку (с вопросом что делает?) к глаголу дрожит.
2. сделай звуковую запись имени прилагательного.
серенький
Серенький – 3 слога: се-рень -кий
с [с] – согласный, глухой, мягкий, парный.
е [э] – гласный, ударный.
р [р’] – согласный, непарный звонкий, парный мягкий.
е [и] – гласный, безударный.
н [н’] - согласный, непарный звонкий, парный мягкий.
ь [-] – к [к’] - согласный, глухой, мягкий, парный.
и [и] – гласный безударный.
й [й’] - согласный, звонкий, мягкий, непарный.
В слове 9 букв, 8 звуков.