Упражнение 113. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. Сформулируйте темы и микротемы. Какими словами они выражены? Сформулируйте коммуникативные задачи текста.
Строился город физиков в Дубне, атомная станция в Обнинске, институты в сибирском Академгородке. На физическом факультете были неслыханные конкурсы поступающих. Шли кинокартины о физиках, со сцены слышалось «Эпштейн», «протон», «кванты», «цепная реакция». Физики были героями дня. Парни в клетчатых рубашках, лохмато-расхристанные, небрежно швыряющие жаргонными словечками, увенчанные между тем премиями, наградами, высокими окладами, судили обо всем категорично и свысока. Гуманитарии перед ними робели. Стыдились своего невежества. Филология, история, лингвистика, искусствоведение, философия казались науками отжившими, второстепенными. Будущее принадлежало экспериментаторам и теоретикам. Они, посвященные, таинственные, связанные с какими-то «ящиками», обещали перемену нравов, покровительство опальным художникам. Общественное устройство, экономика, право – все будет подчинено оптимальным научным законам.
Газетчики, лекторы доверчиво подхватывали их категоричные пророчества.
По всем городам и весям страны полыхал спор о физиках и лириках. Кто развлекался, подначивал, кто всерьез, до боли сердечной, доказывал, что искусство осталось лишь для развлечений, оно – пустая трата времени, если не дает информации. Лирики смущенно отступали, склоняя голову перед новой силой.
За столом у Реформатских, Ляпуновых, у всех друзей только и слышно было, куда ехать, в какой научный центр, где будем строить науку, по каким новым правилам будем жить, какие принципы положим. Дивное было время!
Биологию, ту тоже обещали перестроить, перевернуть, пере-пере … Молодые математики, физики, химики засучив рукава брались решить ветхозаветные проблемы биологии. Применить к этим козявкам, травкам электронику, она все измерит, все смоделирует. Приборы откроют двери для математиков. В конце концов вся ваша биология, биохимия, все это – физика и математика, это разные формы движения материи. Установим связи и познаем сущность самой жизни, а тогда станем управлять процессами в организмах, в природе на всех уровнях. Хватит вам сотни лет возиться у микроскопов, посчитывать количество ножек у букашек.
(Д. Гранин.)
Найдите термины. Объясните их значения. В случае затруднений обратитесь к словарю.
Найдите фразеологизмы и объясните их значения.
Методические рекомендации к выполнению задания перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Упражнение № 113 выполняется письменно, с словаря фразеологизмов и толкового словаря нужно определить значения слов, которые непонятны.
Точно незнаю, но вроде как стиль текста научный