Упражнение 1. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по
физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем признаки научного
стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность).
Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.
Упражнение 2. Дайте стилистическую характеристику приведенным
фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип
речи), используя указанные фразеологические выражения.
Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из
мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, с одной стороны... с
другой стороны, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится,
целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами,
заключительный аккорд, вилять хвостом.
Упражнение 3. Укажите, какова стилистическая окрашенность
прилагательных, образованных:
а) с приставок между-, сверх-, анти-, внутри-;
б) с приставки раз-;
в) с суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-( -
ехоньк-).
Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними
предложения или подберите соответствующие примеры из литературы.
Упражнение 4. Приведите не менее 5 существительных с каждым из
указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих
слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а).
Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в
научной, какие — имеют разговорный оттенок.
Упражнение 5. Объясните значение медицинских терминов.
Синусит, возбудитель, воспаление, пазуха, инфекция, ринит, заболевание,
полость, гиперсекреция, поллиноз, эпителий, мембрана.
Упражнение 6. В данном ниже тексте выявите типичные для научнопопулярного подстиля особенности в использовании слов разных частей речи и
их грамматических форм.
Характер отдыха в наш инт..лектуальный век значительно изменился.
Что требу..тся для нормального отдыха?
Прежде всего тишина. Современные исследования показывают что
человек вернувш.сь с работы домой стремится к изоляции от городского шума
и людей.
Предст..вление о полном отдых.. часто выр..жает?ся в жела-ни..
ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно
разбегаться своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать
только то что диктуется внутр..ним к..призом (ни)чего запланированного
серьезного. Полежать рассе..но подумать лениво побеседовать со знакомыми
почитать легкий журнал. Такой отдых мож..т быть обеспечен в пределах
четырех стен своей комнаты но наиболее полно это дост..гается в общении с
природой.
Право на «ничегонеделание» сч..тавш..еся чуть(ли) не пороком еще
(пол)века тому назад теперь должно быть призн..но как необходимый эл..мент
отдыха. П..сивный отдых как один из видов психической г..г..ены и сам..лечения
совершенно н..обходим и его нельзя (не)дооцен..вать. (Ю. Макаренко.)
Упражнение 7. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева. Можно ли на
основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку
художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в
случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В
научной работе образность — только педагогический прием привлечения
внимания читателя к основной мысли работы.
3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен
замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
4. Главное достоинство научного языка — ясность.
5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода
переходов от предложения к предложению Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть
краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным,
«незамечаемым».
7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать
написанное вслух для себя.
8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему
они относятся, что они «заменили».
9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное
понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда
термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности
языка.
10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.
Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой
остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и
читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем
наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий.
Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,—
словами-новоделами ДО ЗАВТРА НУЖНО СДАТЬ ,
1. С учителями общаться очень вежливо, не упрямиться и не спорить с ними ни о чем
2. Избегать ссор между собою и не производить никакого шума и стука.
3. Ничем не превозноситься и не унижать другого
4. Не быть гордым и грубым
5. Не произносить гнилых, грубых и пустых слов
6. Не хвастаться и не лгать
7. Во время молитвы и трапезы не разговаривать. Есть опрятно
8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
10. Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
1) Замените бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. *
Будем охранять наши водоёмы, потому что для рыбы нужна чистая вода (СПП).
2) Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
3) Найдите 2 ошибочных утверждения.
* Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными, подчинительными (таких союзов нет) и противительными.
* В сложносочиненном предложении составляющие его части равноправны и связаны с интонации, сочинительных союзов и союзных слов (нет, союзные слова связывают части только СПП).
* К группе противительных относятся союзы а, но, однако, тоже (это не противительный, а соединительный союз), зато.
4) Укажите сложносочинённое предложение.
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
5) В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
Облако пройдет - озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
6) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я окончательно свалился с ног (почему? по какой причине): меня трясла сильная лихорадка, и почему-то опухли лицо, руки и ноги.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
7) Сколько простых предложений в составе сложного? (знаки препинания не расставлены).
Его душа сжилась с бурями и тревогами, и , выброшенный на берег, он скучает и томится.
Два простых предложения
8) Найдите сложноподчиненное предложение.
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
9) Последовательное подчинение есть в предложении:
Я смеялся от чистого сердца, как вышел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта.
Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен.
В двух предложениях.
10) Однородное подчинение частей есть в предложении:
Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением.
Василиса Егоровна возвратилась домой и узнала, что во время ее отсутствия было у Ивана Кузьмича совещание и что Палашка была под замком.
Зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя его не слишком тронет и что будет на нее смотреть как на блажь молодого человека.
Во всех трёх предложениях.
11) Параллельное подчинение частей есть в предложении:
Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния.
12) В каком предложении – главном или придаточном - находятся средства связи?
в придаточном
13) Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесёт.
Только 3
14) Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Ни в каком
15) Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (1) с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдёт к ней дороги. *
ответ: 2, 3, 4, 5, 6.
Объяснение: