Упражнение 1. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?
Образец: пассажир – пассажирский.
(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9) француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.
Упражнение 2.
Выписать словосочетания «прилаг. + сущ.», обозначая условие выбора орфограмм в прилагательных. Образец: французский пейзаж
1. Я вижу низкий домик из маленьких деревянных столбиков.
2.Дыхание близкой грозы уже веяло под окном.
3. Узкая полоска неба висит над ущельем.
4. Казацкое дело провалилось.
5. Слышится молодецкий посвист.
6. Есть в светлости весенних вечеров умильная таинственная прелесть.
7. Я поднял дамский платок, чтобы отдать его женщине.
8. Конский хвост развивался на ветру.
9. Июньский день утомлял зноем и духотой.
Упражнение 3.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.
Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.
1. Пламя факела, расщепляемое порывами ветра, колебалось.
(Причастный оборот "расщепляемое порывами ветра" выделяется с двух сторон запятыми, т. к. стоит после определяемого слова "пламя". Пламя (какое?) расщепляемое порывами ветра - в предложении выступает в роли обособленного определения)
2. Пирожник ушел, громко хлопнув дверью.
(Деепричастный оборот "громко хлопнув дверью" выделяется запятыми. Ушел (что сделав?) громко хлопнув дверью. В предложении выступает в роли обособленного обстоятельства)
3. Я крепко спал, укрывшись теплым одеялом.
(Деепричастный оборот "укрывшись теплым одеялом" выделяется запятыми. Спал (что сделав?) укрывшись теплым одеялом. В предложении выступает в роли обособленного обстоятельства)
Объяснение:
. Среди остатков разрушенных цивилизаций ученые находят, как считают историки, древние письмена.
2. Если постичь тайну письмен, зазвучат голоса, которые, по мнению писателя, расскажут нам о жизни исчезнувших народов.
3. Сейчас, с точки зрения ученых, мы имеем несколько словарей шумерского языка.
4. Сохранилось, как поведал нам учитель, небольшое количество текстов, написанных клинописью".
5. Первые шумерские записи, согласно очерку журналиста, содержали данные о сельском хозяйстве.
Вводные слова всегда обосабливаются одной или двумя запятыми (в зависим