1. Задайте вопрос от глагола-сказуемого к деепричастию. Установите соответствие.
Не торопись, выполняя задание. — когда? что делая?
Напиши словарные слова, проверив по словарю. — когда? что сделав?
Читайте текст, интонационно выделяя имена собственные. — как? что делая?
Читай текст, выделяя главное. — как? что делая?
2. Укажите примеры, в которых выделенные слова – деепричастия.
поливая кактусы — деепричастие
расцветающие подснежники
садовник, поливающий розы
поливала орхидею
обильно полив георгины — деепричастие.
полив растений
расцвет творчества
расцвела яблоня
3. Установите соответствие между деепричастиями в словосочетаниях и их видом.
включаясь в работу — несовершенный вид
достигнув высокого результата — совершенный вид
возвратившись к истокам — совершенный вид
ища лучшее решение — несовершенный вид
забыв об усталости — совершенный вид
закаляя волю — несовершенный вид
5. Укажите морфологические характеристики деепричастия из афоризма.
Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт (Ф. М. Достоевский).
деепричастие совершенного вида; не изменяется
6. Укажите признаки наречия у деепричастия из афоризма.
Смеясь над собой, мы избавляемся от насмешек (А. Ратнер).
не изменяется; в предложении является обстоятельством; зависит от глагола-сказуемого
7. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает добавочное действие.
Деепричастия не изменяются.
Деепричастие объединяет в себе свойства глагола и наречия.
В предложении деепричастие выполняет функцию обстоятельства.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
[Вот вас бы с тетушкою свесть],(чтоб всех знакомых перечесть).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели: свесть для чего?/с какой целью?)
[Боюсь], (чтобы не вышло из того)...
(сложноподчиненное с придаточным изъяснительным: боюсь чего?)
[Вот попрекать мне станут], (что без толку всегда журю).
(сложноподчиненное с придаточным изъяснительным: попрекать чем?)
Не надобно иного образца], (когда в глазах пример отца).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия: не надобно при каком условии?)
[Бepём же побродяг, и в дом и по билетам], (чтоб наших дочерей всему учить).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели: берём с какой целью?)
Не торопись, выполняя задание. — когда? что делая?
Напиши словарные слова, проверив по словарю. — когда? что сделав?
Читайте текст, интонационно выделяя имена собственные. — как? что делая?
Читай текст, выделяя главное. — как? что делая?
2. Укажите примеры, в которых выделенные слова – деепричастия.
поливая кактусы — деепричастие
расцветающие подснежники
садовник, поливающий розы
поливала орхидею
обильно полив георгины — деепричастие.
полив растений
расцвет творчества
расцвела яблоня
3. Установите соответствие между деепричастиями в словосочетаниях и их видом.
включаясь в работу — несовершенный вид
достигнув высокого результата — совершенный вид
возвратившись к истокам — совершенный вид
ища лучшее решение — несовершенный вид
забыв об усталости — совершенный вид
закаляя волю — несовершенный вид
4. Укажите возвратные деепричастия.
дружа
кружась — возвратное
любя
забывая
призывая
стараясь — возвратное
откликнувшись — возвратное
4. Укажите возвратные деепричастия.
призывая
стараясь — возвратное
откликнувшись — возвратное
кружась — возвратное
любя
дружа
забывая
5. Укажите морфологические характеристики деепричастия из афоризма.
Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт (Ф. М. Достоевский).
деепричастие совершенного вида; не изменяется
6. Укажите признаки наречия у деепричастия из афоризма.
Смеясь над собой, мы избавляемся от насмешек (А. Ратнер).
не изменяется; в предложении является обстоятельством; зависит от глагола-сказуемого
7. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает добавочное действие.
Деепричастия не изменяются.
Деепричастие объединяет в себе свойства глагола и наречия.
В предложении деепричастие выполняет функцию обстоятельства.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
7. Укажите части речи выделенных слов. Установите соответствие.
сконструировал скворечник — глагол
оригинальный скворечник — прилагательное
сконструировав скворечник — деепричастие
сконструированный скворечник — причастие
[Вот вас бы с тетушкою свесть],(чтоб всех знакомых перечесть).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели: свесть для чего?/с какой целью?)
[Боюсь], (чтобы не вышло из того)...
(сложноподчиненное с придаточным изъяснительным: боюсь чего?)
[Вот попрекать мне станут], (что без толку всегда журю).
(сложноподчиненное с придаточным изъяснительным: попрекать чем?)
Не надобно иного образца], (когда в глазах пример отца).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия: не надобно при каком условии?)
[Бepём же побродяг, и в дом и по билетам], (чтоб наших дочерей всему учить).(сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели: берём с какой целью?)