Укажите неверное утверждение: а) несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, называются текстом. б) слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются синонимами. в) фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударения, слог. г) односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, называются безличными. 2. укажите, в каком ряду во всех словах есть звук [ч']: а) колокольчик, рассчитывать, бесчестный; в) расчищенный, разведчик, счёт; б) молчание, песчаный, грузчик; г) рябчик, жетончик, чемпионат. 3. какое слово состоит из 1 приставки, 1 корня, 2 суффиксов и 1 окончания: а) поседевший; б) выкрикнув; в) заботливый; г) размокший; 4. укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется удвоенная согласная буква: а) инте(л,лл)игентный, га(л,лл)ерея; б) ко(м,мм)ентатор, гу(м,мм)анизм; в) а(к,кк)омпанемент, диску(с,сс)ия; 5. укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь: а) пугаеш..ся страшилищ..; б) съеш..те пон..чик; в) улеч..ся; г) г) э(ф,фф)ективность, де(с,сс)ерт; д) тавто(л,лл)огия, и(н,нн)овация; е) а(б,бб)ревиатура; апе(л,лл)яция; 56 6. укажите, в каких словах следует писать букву о: а) любить ; б) жареная ; в) говорить ; г) ож..г руку; д) узкий ; е) щечки; ж) мелкая ; з) получить 7. укажите фразеологизмы со значением «бесполезность, бессмысленность действия»: а) между небом и землёй; б) ни рыба ни мясо; в) как рыба об лёд; г) локти кусать; д) втирать очки; е) водить за нос. 8. укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня: а) анал..гичный, р..цензия, фраз..ологизм; в) вд..хновлять, об..днённый, эл..мент; б) ст..листический, педаг..гический, зан..маться; г) сат..рический, бл..гословлять, ок..заться. 9. к какому ряду применимо правило «приствки на з и с пишутся с с перед согласными»: а) , ̆, ; в) , , ; б) , , ; г) во..глас, , ̆. 10. укажите, в каком словосочетании существительное является зависимым словом: а) сменить часового; б) археологическая находка; в) петь хором; г) официальный документ; д) путь пройден; е) желание путешествовать. 11. укажите, какие предложения являются сложносочинёнными: а) птицы затаились на время или вовсе покинули эти места. б) вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул мелкий дождь. в) душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве. г) не помню, звонил ли я тебе на неделе. д) если дернуть за веревку, привязанную к языку колокола, раздастся протяжный звон. е) положили огонь под костер со стружками – и пламя запылало. 12. укажите, в каком влезть. б) оживленное гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах меда привлекает пчел. в) в москве, куда есенин приехал, он сблизился с участниками суриковского -музыкального кружка. г) сколько не говори «халва, халва», во рту слаще не станет. 13. укажите, в каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые: вода (1) выступившая из берегов (2) сплошь залила (3) прилегающие к озеру (4) болота. а) 1,2,3,4 - выделяются два причастных оборота; в) 1,2 – выделяется причастный оборот; б) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота; г) 2,3 – выделяется деепричастный оборот; 14. стилистическими особенностями официально-делового стиля является: а) долженствующе - предписывающий характер речи; б) авторская индивидуальность; в) спонтанность; г) оценочность. 15. укажите троп: не то на серебре, - на золоте едал. а) метонимия; б) литота; в) гипербола; г) аллегория. часть 2. прочитайте текст и письменно выполните 1-5. в мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. и тем не менее этот край нехоженых троп и непуганых птиц и зверей обладает большой притягательной силой. он также скромен, как картины левитана, но в нем, как и в этих картинах, заключается вся прелесть и все незаметной разнообразие ̆ природы.
2. Вдруг слышу: листья в сумке шелестят. ( слышу - 1лицо, ед.ч, наст.время; шелестят - 3лицо, мн.число, наст.время)
3. Ничего не вижу ( вижу -1л, ед.ч., наст.время)
4. Только слышу, как кто-то фыркает ( слышу -1л, ед.ч, наст.вр.; фыркает - 3л, ед.ч. наст.вр.)
5. Развязываю . заглядываю ..9 1л.,ед.ч., наст.вр)
6. Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ежик. ( отшатываюсь -1л, ед.ч, наст.вр.; выскакивает ,убегает -3л, ед.ч., наст.вр.)
Исходными условиями является наличие у участников взаимодействия хотя
бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели
отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на
период их взаимодействия.
Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:
1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько
требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация
иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и
соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предложил
наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней
информации;
2) высказывание должно по возможности быть
правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите
того, для чего у вас нет достаточных оснований;
3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;
4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.
Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.
1. ^ Максима такта.
Эта максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт
предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует
соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом
обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно
(открыто) обозначена» . Не следует затрагивать тем, потенциально опасных
(частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д. ) .
2. ^ Максима великодушия.
Эта максима необременения собеседника, она предохраняет его от
доминирования в ходе коммуникативного акта. например, предположение
должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить,
не следует связывать партнера обещанием. Хороший коммуникативный акт не
должен быть дискомфортным для участников общения.
3. ^ Максима одобрения.
Эта максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы
будете» , «Не осуждай других» ) . Атмосфера, в которой происходит речевое
взаимодействие, определяется на только позициями собеседников по
отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем,
совпадают ли позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не
совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию
собственной коммуникативной стратегии.
4. ^ Максима скромности.
Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий
успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая,
по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно
заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление
контакта.
5. ^ Максима согласия.
Эта максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной
ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранения
предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции
коммуникативных тактик собеседников.
6. ^ Максима симпатии.
Эта максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для
перспективного предмета разговора. Неблагожелательность делает речевой
акт невозможным. Определенную проблему представляет так называемый
безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не
демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима
доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие
речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса.