Ученик получил следующую таблицу образования существительных со значением «лицо по действию» от глаголов литовского языка. Глагол и его основы
(отделены дефисом)Сущ. муж. родаСущ. жен. родаrink-ti, renk-a, rink-o
(собирать, собирает, он собрал)rinkėjas
сборщикrinkėja
сборщицаkirp-ti, kerp-a, kirp-o
(стричь, стрижёт, он стриг)kirpėjas
парикмахерkirpėja
парикмахершаves-ti, ved-a, ved-ė
(вести, ведёт, он повёл)vedėjas
заведующийvedėja
заведующаяgyven-ti, gyven-a, gyven-o
(жить, живёт, он пожил)gyventojas
жительgyventoja
жительницаkentė-ti, kenč-ia, kentėj-o
(страдать, страдает, он пострадал)kentėtojas
страдалецkentėtoja
страдалицаpavaduo-ti, pavaduoj-a, pavadav-o
(заместить, замещает, он заместил)pavaduotojas
заместительpavaduotoja
заместительницаgrybau-ti, grybauj-a, grybav-o
(собирать грибы, собирает грибы, он собрал грибы)grybautojаs
грибникgrybautoja
женщина-грибникstebė-ti, steb-i, stebėj-o
(наблюдать, наблюдает, он понаблюдал)stebėtojas
наблюдательstebėtoja
наблюдательницаtapy-ti, tap-o, tap-ė
(рисовать, рисует, он нарисовал)tapytojas
живописецtapytoja
женщина-живописецrašy-ti, raš-o, raš-ė
(писать, пишет, он написал)rašytojas
писательrašytoja
писательница
Образуйте существительные со значением «лицо по действию» от глаголов, данных в таблице.
Глагол и его основы (отделены дефисом)Сущ. муж. родаСущ. жен. родаstaty-ti, stat-o, stat-ė
(строить, строит, он строил)1)2)veik-ti, veik-ia, veik-ė
(делать, делает, он сделал)3)4)leis-ti, leidž-ia, leid-o
(издавать, издаёт, он издал)5)6)kovo-ti, kovoj-a, kovoj-o
(бороться, борется, он поборолся)7)8)keliau-ti, keliauj-a, keliav-o
(путешествовать, путешествует, он попутешествовал)9)10)gamin-ti, gamin-a, gamin-o
(изготовлять, изготавливает, он изготовил)11)12)
Примечание. Буква š читается примерно как русский [ш]. Буква ž читается примерно как русский [ж]. Буква č читается примерно как русский [ч]. Буква ė читается как узкий [э].
Каждое слово записывайте в отдельное поле ответа. Если не знаете слово, то в данном поле ставьте прочерк (–). Слова записывайте со строчной буквы, используя английскую раскладку без каких-либо дополнительных символов. В данном задании не надо использовать для записи ответа любые надстрочные знаки литовского языка.
Образец ответа:audеja
Глагол и его основы
(отделены дефисом)Сущ. муж. родаСущ. жен. родаstaty-ti, stat-o, stat-ė
(строить, строит, он строил)1)2)
1)2)
Как решить эту олимпиаду
№10-15
Найдите предложения с обособленным и необособленным причастным оборотом. Поставьте недостающие знаки препинания, постройте схемы.
1. Мы вошли в ЛЕС, освещённый лучами осеннего солнца. (обособленный прич. оборот, т.е. ВЫДЕЛЕННЫЙ запятыми)
Х , / / .
2. Расчищенная дорожка вела к морю. (это одиночное причастие)
Х
3. Мы часто останавливались , поражённые яркой красотой необыкновенного леса. (обособленный прич. оборот, т.е. ВЫДЕЛЕННЫЙ запятыми)
Х , / / .
4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. (это ДВА одиночных причастия)
Х Х
5. Берёзы как будто окутаны золотистой листвой , сверкающей на солнце. (обособленный прич. оборот, т.е. ВЫДЕЛЕННЫЙ запятыми)
Х , / / .
«толерантность» и «согласие», обосновывается выделение основных форм толерантности и дается их краткий анализ, а также характеризуется понятие «терпимость». Рассматривается соотношение понятий «толерантность» и «согласие». Отмечается более активное изучение специалистами толерантности по сравнению с согласием. В статье рассмотрены некоторые различия между толерантностью и согласием, делается вывод о том, что понятия «толерантность» и «согласие» обозначают тесно связанные и частично пересекающиеся между собой явления, каждое из которых имеет определенный смысл и содержание. Их применение позволяет исследовать многие аспекты и оттенки взаимодействия субъектов в современном мире, где актуальны и идеи параллельного ненасильственного сосуществования, разной степени взаимного интереса, уважения и понимания, и идеи общности базовых ценностей, доверия и равноправия.