Творческая работа. творческая работа. напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману ф.м. достоевского «преступление и наказание». спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился с совестью ради сиюминутной выгоды, или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма. совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст, на производстве не схалтурит. в частной жизни не оставит без и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. совестливый – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливостью, добротой. о совестливом человеке можно сказать словами н.а. добролюбова: «пусть его жизнь не озарилась блеском какого-либо деяния на пользу общества, все-таки его нравственное значение не потеряно». добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.
Соня Мармеладова — нравственный антипод Раскольникова. Но у них есть и общее: оба они — изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она — единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку — сестре, матери, Разумихину, — приводит его в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
Соня сердцем поняла в исповеди Раскольникова самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. В его теории «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Она не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?» Соня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Поэтому преступница («блудница») она только внешне: «весь этот позор... коснулся ее только механически...». Она избрала иной путь, чем Раскольников, — не бунт, а смирение перед Богом. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к Смирившись, Соня не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла ему возможность примирения с жизнью, с людьми (не случайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней). Самопожертвование Сони герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... »