Тестовые задания по теме «Лексические нормы русского языка" 1. Определите, какое языковое явления делает данное предложение двусмысленным:
Мы прослушали нужное объявление
A) омонимия;
B) полисемия;
C) плеоназм;
D) синонимия.
2. Укажите причину возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать.
офицером, потому что хочу продолжить семейную династию
A) нарушение лексической сочетаемости слов;
B) употребление слова в несвойственном ему значении;
C) неразграничение паронимов;
D) неправильный выбор синонимичного слова.
3. Назовите причину речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка
поразил туристов роскошью:
A) неразграничение паронимов;
B) употребление слова без учета семантики,
C) плеоназм;
D) полисемия.
4. Найдите ряд, в котором представлены словосочетания с нарушением лексической
сочетаемости
A) закадычный друг, щекотливый вопрос;
B) играть роль, иметь значение;
C) оказать утолить жажду;
D) неминуемая встреча, скоропостижная победа.
5. В каком из данных предложений употреблено плеонастическое сочетание (т. с.
наблюдается речевое излишество)?
A) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.
B) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры
C) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.
D) Этот памятный сувенир привезен из Москвы.
6. Значение какого фразеологизма определено неверно?
A) от альфы до омеги - от начала до конца,
B) бочка Данаид - бесполезный, не имеющий конца труд;
C) взлететь на Геликон - достичь высот в науки;
D) варфоломеева ночь - массовое, жестокое избиение беззащитных людей,
7. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?
A) вольная птица,
B) подстреленный кабан;
C) стреляная птица;
D) змея подколодная.
8. Укажите тип лексической ошибки: Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь
такую дефективную фигуру.
A) нарушение лексической сочетаемости слов,
B) употребление слова и несвойственном ему значении;
C) неразграничение паронимов,
D) исправильный выбор синонимичного слова
9. Укажите тип лексические ошибки: Львиная часть, работы была уже пынолиеня.
A) нарушение лексической сочетаемости слов;
B) употребление слова в несвойственном ему значении,
C) неризграничение паронимов,
D) исправильный выбор синонимичного слова
E) контаминация
10, Укажите тип лексической ошибки: Множество фактов - климятические и
температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие
растения.
A) нарушение лексической сочетаемости слов,
B) употребление слова в несвойственном ему значении,
C) неразграничение паронимов,
D) неправильный выбор синонимичного слова.
11. Укажите тип лексической ошибки: Наша туристская группа была представлена
самой себе, инструктора нам так и не дали.
A) нарушение лексической сочетаемости слов,
B) употребление слова н иссвойственном ему значении,
C) неразграничение паронимов
D) исправильный выбор синонимичного слова
12. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной
студенту куратором: У студента голокарит, но он, к сожалению, не использует
свой потенциал полностью,
A. Нарушение сочетаемости слов;
B. Нарушение порядка слов;
C. Нарушение стиля,
D.
D. Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
13. В чем причина коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга
строго обсудили террористов.
A. Нарушение стиля;
В. Нарушение порядка слов,
C. Плеоназм,
D. Неразличение паронимов,
14. Какое из значений соответствует словуцейтнот?
A Неправильное решение,
В Недостаток времени;
C. Лицо, осуществляющее надзор за печатью;
D. Мелкая монета ряда стран.
15. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за
вашего изобретения увеличилась производительность труда.
A. Неправильное управление,
B. Неправильное употребление однородных членов,
C. Неправильное употребление производных предлогов;
D. Неправильный порядок слов.
16. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения: В магазин поступила
одежда для детей российского производства.
A Неправильное управление,
B Неправильное употребление однородных членов,
C. Неправильное употребление производных предлогов,
D. Неправильный порядок слов.
На картине знаменитого русского живописца Машкова Ильи Ивановича «Снедь Московская. Хлебы» изображены продукты местной выпечки. Расположены они весьма хаотично, однако автор не пытался добиться из систематизации.
На переднем плане круглый стол темно-коричневого цвета, который буквально завален вкуснейшей пищей. Здесь и свежий хлеб, и булочки, и крендели, и аппетитные сухарики, а так же многие другие ароматные хлебобулочные изделия.
Картина притягивает особым изобилием пищи. Хлеба именно много в различных его видах. Благодаря нескладности картины кажется, будто большое количество выпечки просто накидано на стол. Это придает особое ощущение большого количества пищи.
На натюрморт «Снедь Московская. Хлебы» невозможно смотреть, будучи голодным. Картина притягивает взгляд, кажется, будто она даже пахнет вкусно. Запах свежей выпечки доносится до зрителя вместе с аппетитностью картины. В своем произведении художнику удалось передать все великолепие изделий, производимых местной пекарней.
Объяснение:
2. Под его ласковым (относит.) взглядом повеселела, заулыбалась природа. Словно золотые (относит.) монетки, заблестели на голых (относит.) сучьях последние (относит.) листья.
3. Сов.в.: выглянуло, заблестели.
Несов.в.: срывает, ждут.
Выглянуло: выглянуть (н.ф.), выглянув (дееприч.), выглянувший - вглянувшая - выглянувшее - выглянувшие (причаст.),
выглянул - выглянули - выглянуло - выглянула вр.), выглянет - выглянут - выгляну (буд.вр.).
Заблестели: заблестеть (н.ф.), заблестев (дееприч.), заблестевший - заблестевшая - заблестевшее - заблестевшие (причаст.), заблестел - заблестела - заблестело - заблестели вр.), заблестит - заблещу - заблестишь - заблестим - заблестите (буд.вр.).
Срывает: срывать (н.ф.), срывая (дееприч.), срывавший - срывавшая - срывавшее - срывавшие (причаст.), срываю - срываем - срываешь - срываете - срывают - срывает (наст.вр.), срывал - срывала - срывало - срывали вр.), буду срывать - будем срывать - будешь срывать - будете срывать - будут срывать - будет срывать (буд.вр.).
Ждут: ждать (н.ф.), ждавший - ждавшая - ждавшее - ждавшие - ждущий - ждущая - ждущие - ждущее (причаст.), жду - ждем - ждешь - ждете - ждут - ждет (наст.вр.), ждал - ждала - ждало - ждали вр.), буду ждать - будем ждать - будешь ждать - будете ждать - будут ждать (буд.вр.).