Тема: Профессиональная терминология на русском языке. Термины, составляющие одну из частей книжной лексики, характерны преимущественно для научной речи. Такое свойство научного стиля как точность предопределяет использование в нем специальной научной и терминологической лексики.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной литературе употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.
Общенаучные термины предназначены для того, чтобы выражать понятия, применимые ко всем областям научного знания. Это такие слова, как система, программа, категория, функция. Межнаучные термины – это наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук. Например, общетехнические, общебиологические, общефилологические и т.д. Например, термин «адаптация» используется как в биологии, так в педагогике и психологии. Узкоспециальные термины используются для каждой отрасли знания. Например, слово «микропроцессор» связано с науками, занимающимися вычислительной техникой.
Чтение текста
В условиях информационной цивилизации качество управления телекоммуникационными системами и комплексами в первую очередь определяется качеством программного обеспечения систем управления. Без широкого применения вычислительной техники, автоматизированных систем невозможно добиться повышения эффективности и качества функционирования этих систем. Современные телекоммуникационные системы немыслимы без высокопроизводительной вычислительной техники. Однако любая вычислительная техника мертва, если она поставляется без программного обеспечения. Стоимость сложных прикладных программ сопоставима, а часто многократно превышает стоимость «железа».
В производстве и в быту нас окружают самые разнообразные машины-автоматы нам познавать мир, преодолевать гигантские расстояния, создавать сложные вычислительные машины, телекоммуникационные системы, кормить и лечить людей, делать жизнь человека более комфортной.
Сложность программного обеспечения имеет тенденцию увеличения по экспоненте с размером системы. Знание одного или нескольких языков высокого уровня не ситуацию. Учитывая сложившуюся тенденцию, в рамках реализации программы повышенного уровня, с 2005 учебного года большое внимание уделяется изучению пакетов прикладных программ – MATLAB, LabVIEW, GPSS World, SPSS и некоторых других.
Задание1: Найдите в тексте общенаучные термины.
Задание 2: Установите, есть ли в тексте узкоспециальные термины.
Задание 3: Определите, в каком значении - прямом или переносном- преобладают слова в тексте и почему.
Задание 4: Проанализируйте лексику текста и установите, какие части речи в ней преобладают и почему.
Задание 5: Найдите предложения с различными видами сказуемых. Определите, какие виды односоставных предложений преобладают в тексте.
Задание 6 (работа по группам со словарями и энциклопедиями). (Посмотрите список терминов (раздаточный материал).:
антоним, гипербола, дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.
Объяснение:
На картине Хузина У окна» мы видим маленького мальчика в домашней обстановке. На вид ему лет пять-шесть. Он отложил в сторону свой альбом с карандашами и с удивлением разглядывает изменивший за окном пейзаж. Еще вчера во дворе всё было серым и унылым. А сегодня из-за снега всё преобразилось. Снег запорошил землю, деревья, крыши домов и дороги.
Там, за окном течёт совсем другая жизнь. Вот дворник, например, накануне подметал опавшие листья. Вчера он их не успел убрать, а сегодня желтые кучи с листвой замело снегом. Теперь ему работы прибавилось. Нужно еще и дорожки от снега прочищать. И сегодня стало очень холодно, и метёт метель. Поэтому на улице никого нет кроме дворника. Люди в такую погоду стараются не выходить из дома.
Мальчик с любопытством смотрит на белые пушистые ветви деревьев, на соседний дом со светящимися окнами и на то, как дворник справляется со своей работой. Ему интересно познавать этот мир. А ещё ему нравится рисовать и играть с машинками. На подоконнике как раз лежит альбом с его рисунком, карандаши и машина с подъемным краном.
Мальчик одет в серую клетчатую рубашку и черные штаны. Чтобы удобно было смотреть в окно, он забрался на стул и облокотился на подоконник. Хорошо наблюдать из окна за разыгравшейся метелью, когда дома тепло и уютно. Уютную обстановку в доме художник подчеркнул с комнатного растения в глиняном горшке. Оно тоже стоит на подоконнике слева от мальчугана.
Картина получилась у автора романтической и наполненной светом. Глядя на нее, зритель вспоминает о своём детстве. Каждый из нас в раннем детстве любил смотреть в окно, познавать этот загадочный мир и мечтать о чём-то своём.