Тема : «Мораль, этика, ценности» Задание Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре... На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул: - Кто хочет?! - Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы. - И мне!.. И мне!.. Мне тоже!.. Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза. - Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал. - Мне! Мне! Корочку!.. Я отламывал всем по кусочку. Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их. - Пахорукий! - выругал меня Пашка. И отошел. За ним все поползли в разные стороны. На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное. Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже. - Это кто ж такой сытый? И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно , со злорадством объявили: - Володька Тенков сытый! Он это!.. Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом! Ольга Станиславна начала урок. - В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой! Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой. После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
Озаглавьте Составьте сложный план отрывка Определите отношение автора к главным и второстепенным героям. Докажите своё мнение цитатами из текста.
План I. Вступление 1. II. Основная часть 1. 2. 3. III. Заключение
1. В. красивЕе; (красИвее) 2 Б. железная воля, лёгкий характер, золотая осень 3 В. сыночек, дружочек, молоточек 4 Г. на солнцЕ, в колыбелИ, в окончаниИ, в пламенИ, на деревЕ 5 А. утиНый, румяНый, ветреНый 6 В. НЕвысокий мужчина; НЕдоуменный взгляд; НЕчаянная радость 7 Б. с обЕИМИ девочками 8 А. обозначающими лиц женского рода; 9 Г. 50. (ПЯТЬДЕСЯТ) 10 Б. неопределённое; 11 В. кто-либо, какой-то, что-нибудь 12 В. Ему не с кем было посоветоваться. 13 А. изучать, держать, брить; 14 Г. хотеть, бежать. 15 Б. Лес зашумел, застонал, затрещал.
2 Б. железная воля, лёгкий характер, золотая осень
3 В. сыночек, дружочек, молоточек
4 Г. на солнцЕ, в колыбелИ, в окончаниИ, в пламенИ, на деревЕ
5 А. утиНый, румяНый, ветреНый
6 В. НЕвысокий мужчина; НЕдоуменный взгляд; НЕчаянная радость
7 Б. с обЕИМИ девочками
8 А. обозначающими лиц женского рода;
9 Г. 50. (ПЯТЬДЕСЯТ)
10 Б. неопределённое;
11 В. кто-либо, какой-то, что-нибудь
12 В. Ему не с кем было посоветоваться.
13 А. изучать, держать, брить;
14 Г. хотеть, бежать.
15 Б. Лес зашумел, застонал, затрещал.
Члены предложения (обозначить соответственно)
/Сильными загребающими движениями выбрасывая вперед руки/(_._)
и(O) /погружая их почти на одной линии с опущенной к воде головой/(_._), он глубоко(_._) и(O) сильно(_._) дышал(═),
/привычно управляя дыханием/(_._).
__
**Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (обозначить границы и подчеркнуть непрерывно /_._._/ ):
/Сильными загребающими движениями выбрасывая вперед руки/
/погружая их почти на одной линии с опущенной к воде головой/
/привычно управляя дыханием/