) ТЕКСТ
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Деловой человек был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. – (2)Добрый день, – сказал ему Маленький принц. – (3)Ваша папироса погасла. – (4)Три да два – пять, пять да семь – двенадцать, двенадцать да три – пятнадцать. (5)Добрый день. (6)Некогда спичкой чиркнуть. (7)Уф! (8)Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.
– (9)Пятьсот миллионов чего?
– (10)А? (11)Ты ещё здесь? (12)Пятьсот миллионов... уж не знаю чего...
(13)У меня столько работы! (14)Я человек серьёзный, мне не до болтовни!
– (15)Пятьсот миллионов чего? – повторил Маленький принц: спросив
о чём-нибудь, мальчик не успокаивался, пока не получал ответа.
(16)Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
– (17)Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
– (18)Это что же, мухи?
– (19)Да нет же, такие маленькие, блестящие. (20)Красивые, золотые.
(21)Всякий ротозей как посмотрит на них, так и размечтается. (22)А я человек серьёзный. (23)Мне мечтать некогда.
– (24)А, звёзды?
– (25)Вот-вот, звёзды.
– (26)Пятьсот миллионов звёзд? (27)Что же ты с ними делаешь?
– (28)Что делаю?
– (29)Да.
– (30)Ничего не делаю, я ими владею.
– (31)Владеешь звёздами?
– (32)Да.
– (33)А для чего тебе владеть звёздами?
– (34)Чтобы быть богатым.
– (35)А для чего быть богатым?
– (36)Чтобы покупать ещё новые звёзды, если их кто-нибудь откроет.
– (37)А как можно владеть звёздами?
– (38)Звёзды чьи? – ворчливо спросил делец.
– (39)Не знаю, ничьи.
– (40)Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
– (41)И этого довольно?
– (42)Разумеется, этого довольно. (43)Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, значит, он твой. (44)Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. (45)Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берешь на неё патент: она твоя. (46)Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.
– (47)Вот это верно, – сказал Маленький принц. – (48)И что же ты с ними делаешь?
– (49)Распоряжаюсь ими. (50)Считаю их и пересчитываю. (51)Это очень трудно. (52)Но я человек серьёзный. (53)Однако Маленькому принцу этого было мало.
– (54)Если у меня есть шёлковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой. (55)Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. (56)А ты ведь не можешь забрать звёзды!
– (57)Нет, но я могу положить их в банк.
– (58)Как это?
– (59)Сначала считаю, потом пишу на бумажке, сколько у меня звёзд. (60)Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
– (61)И всё?
– (62)Этого довольно.
(63)«Забавно и даже поэтично, но не так уж это серьёзно», – подумал Маленький принц. (64)Что серьёзно, а что не серьёзно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
– (65)У меня есть цветок, – сказал он, – и я каждое утро его поливаю. (66)У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. (67)Все три прочищаю, и потухший тоже. (68)Мало ли что может случиться. (69)И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. (70)А звёздам от тебя нет никакой пользы...
(71)Деловой человек открыл рот, но так и не нашёлся, что ответить. (72)Маленький принц отправился дальше.
(По Антуану де Сент-Экзюпери*) * Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – знаменитый французский писатель, поэт, эссеист.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
1) В предложениях 4–6 представлено описание.
2) В предложении 22 указывается причина того, о чём говорится в предложении 23.
3) Предложения 42–46 содержат рассуждение.
4) В предложениях 54–55 содержится вывод из той информации, которая представлена в предложении 56.
5) В предложениях 66–70 представлено повествование.
ответ: .
24. Из предложений 64–69 выпишите один фразеологизм.
ответ: .
25. Среди предложений 10–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
ответ: .
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
1. Владимир начинал сильно беспокоиться - начинал (начало действия) беспокоиться СГС.
2. Кое-где начинали сверкать огоньки - начинали (начало действия) сверкать СГС
3. Со своим другом мы не прекращали постоянно переписываться - не прекращали (продолжение действия) переписываться СГС
4. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм - продолжал (продолжение действия) отряхиваться, оглядывать СГС
5. Когда я закончу учиться в школе, я начну учиться в академическом лицее - закончу (конец действия) учиться СГС; начну учиться СГС
6. Друзья продолжали встречаться каждый день - продолжали (продолжения действия) встречаться СГС.
СГС -составное глагольное сказуемое. В скобках указаны значения вс глаголов. Хорошего дня!
Взаимо взаим -корень ,о-соединительная гласная ,по-приставка ,мощь-корень,нулевое окончание )
Доброжелательность (добр-корень,о-соединительная гласная ,жела-корень ,тельн-суффикс,ость -суффикс ,нулевое окончание )
Высокомерный (высок -корень,о-соединительная гласная,мер-корень ,н-суффикс ,ый-окончание )
Преувеличить (пре-приставка,у-приставка ,велич-корень,и-суффикс,ть-глагольное окончание )
Ежедневный (еже-корень,дн-корень,евн-суффикс,ый-окончание )
Ежегодный (еже-приставка,год-корень,н-суффикс,ый-окончание )
Великодушие (велик -корень,о-соединительная гласная ,душ-корень,и-суффикс,е-окончание )
Хладнокровие (хлад-корень,н-суффикс,о-соединительная гласная ,кров-корень,и-суффикс,е-окончание )
Надеюсь знаешь как подчёркивать