Текст
1.На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. 2.Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. 3.Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. 4.Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
5.Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. 6.Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). 7.Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. 8.Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. 9.Около хвоста отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. 10.Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
11.В Верхнем и Среднем Поволжье были очень рас нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. 12.За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. 13.Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. 14.Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. 15.Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. 16.А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это…
Задания к тексту
1. Определите и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор читателю?).
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
3. Почему, по мнению автора, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?
4. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
5. Определите синтаксическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните и запишите значение фразеологизма «задирать нос». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Вот и лето. В окно постучалась осень, начался новый учебный год, а значит, пришла пора взяться за учебники и тетради, узнать как можно больше в новом учебном году. Может быть, кого-то это привело в уныние, но только не меня. Я с нетерпением ждала встречи с одноклассниками (вот обсудим каникулы), с любимыми учителями. На торжественную линейку первого сентября я шла и с радостью, и с тревогой. Но тревога быстро улетучилась. Все были нарядные, радостные и сама Школа встретила нас с блеском и уютом.
В моей жизни школа очень много значит. Учителя дают нам знания, они мне в дальнейшей жизни. Я люблю тех людей, которые учатся со мной в классе. Я каждый день вижу своих одноклассников и поэтому за два года, которые мы учились вместе, мы стали одной большой семьей. В новом учебном году у меня есть желание познакомиться с другими школьниками и тем самым научиться культурно общаться с ними, т.к. речь является важнейшим средством общения, средством передачи информации, т.е познавать мир, людей, получать знания. Хотелось бы получить больше знаний по речевому этикету. В будущем мне это понадобится. Это позволит поступить в институт, устроиться на приличную работу.
Вот мы уже проучились целый месяц. Я не обманулась в своих ожиданиях. Сколько нового, интересного мы узнаем на уроках! Особенно необычно проходят уроки труда, на которых мы учимся делать разные поделки. Ведь в будущем это обязательно пригодится. Мне очень нравится предмет информатики, хочется узнать его подробнее, потому что нам говорят, что за ним будущее.
Я жду в новом учебном году, чтоб часто проходили веселые праздники, соревнования, экскурсии, поездки в театр, «Осенние балы», спортивные состязания и олимпиады по русскому языку и математике. Именно на таких праздниках мы можем показать свои таланты остальным.
В школе много интересного помимо уроков. Я, с нового учебного года, занимаюсь в трех кружках, о которых давно мечтала: рисование, танцы, информатика, и думаю, что на протяжении всего года постараюсь их посещать. Многие мои товарищи тоже нашли себе в школе занятие по душе, ведь у нас много разных кружков и секций. Наши мальчики увлекаются футболом, волейболом.
Мне очень нравится учиться в нашей школе, потому, что здесь замечательные и умные учителя, в моем втором доме всегда уютно, тепло и чисто. Я хочу, чтобы моя школа оставалась такой же неповторимой, как сейчас, а для этого мы, ученики, должны ее беречь и любить.
Если бы я пошла в другую школу, то не была бы такая образованная для своего возраста. Если бы не моя школа я бы не участвовала в различных соревнованиях. Благодаря школе я стала такой, какая я есть! Думаю, когда подрасту, и окончу школу, я поступлю в престижный университет.
Постепенно дни начинают казаться очень длинными, а выходные – короткими! Но мы не будем огорчаться. Скоро нас ждут осенние каникулы! Я точно знаю, что к концу каникул, я буду снова ждать встречи со школой. Ведь я себя без школы не представляю.
Родная школа нравится мне такой, какой я ее вижу каждый день. Менять здесь ничего не надо.