Суммативное оценивание за раздел «В человеке все должно быть прекрасно» Русский язык и литература. 6 класс.
Подраздел: Чтение. Письмо.
Цель обучения: 6.3.1.1. -понимать основную информацию, определяя тему, цель или
назначение текста;
6.3.5.1. - составлять простой план текста
ИЯЕ – определять склонение существительных
Критерии оценивания: Обучающийся
- определяет тему, цель и назначение текста
- составляет простой план
- определяет склонение существительных
Навыки: Знание, понимание, применение
ЧТЕНИЕ
Задание 1.Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Казахская сказка «Две сестры»
У одного бая было две дочери. Одна, старшая, Клара, была красивая, да бойкая на язык. А другая, младшая сестра, Джамиля, скромнее была, хотя красавицей ее трудно было назвать. А еще жила в этом селении старуха. Юрта ее была самой бедной, а одежда вся изношена до дыр. А от красоты ее былой ничего не осталось. Она не боялась никакой работы, и все вырученные деньги посылала сыну, который уехал учиться в далекую страну.
Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Клара нечаянно, а может быть нарочно, рассыпала бисер, которым старуха расшивала ей праздничный камзол. Женщина сделала девушке замечание. А та раскричалась:
- Ты – жалкая, уродливая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать? Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась!
А ее сестра, наоборот старухе собрать бисер и извинилась за грубость сестры. Но с тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной.
Однажды в аул на красивом коне в сопровождении других всадников въехал красивый, как солнце, джигит. Его одежда сверкала, расшитая жемчугом и золотом, а черные глаза сияли, как два алмаза. Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком юрте бедной старухи. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья.
- Здравствуй, мама, - сказал джигит ласково, - падишах, у которого я теперь служу советником, разрешил мне забрать тебя во дворец. Собирайся!
Старшая сестра, которая надела самую красивую одежду и первая прибежала к юрте старухи, хотела было первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить внимание на себя. Но язык ее не поворачивался, точно каменный стал.
Зато Джамиля, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной.
Старуха взяла за руку своего сына и подвела его к младшей из сестер, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете, лучшей невестки она бы себе не пожелала.
Сказано - сделано. На следующий день сын старухи прислал сватов к родителям Джамили, а еще через несколько дней сыграли свадьбу.
Говорят, что сын старухи и его жена Джамиля жили долго и счастливо, и у них было много детей.
Задание:
1. Определите тему и озаглавьте текст. Красота не во внешности а внутри
2. Определите тип текста
А) повествование
В) рассуждение
С) описание
Д) повествование с элементами описания
ПИСЬМО
Выполните задания по вышеизложенному тексту.
Задание 1. Составьте простой план текста.
Задание 2. Найдите в тексте:
- 2 существительных 1 склонения;
- 2 существительных 2 склонения;
- 2 существительных 3 склонения.
123
Задание 3. Составьте предложение с существительным 3 склонения, поставив его в Т.п.
о [о] - гл., уд.
л [-]
н [н] - согл., зв. непарн., тв. мягк.
ц [ц] - согл., глух. непарн., тв. непарн.
е [э] - гл., безуд.
к [к] - согл, глух, тверд.
р [р] - согл, сонор, тверд.
у [у] - гл., ударн.
ж [ж] - согл, звонк, тверд.
а [а] - гл, безуд.
т [ц] - согл., глух, тверд.
с [-]
я [а] - гл., безуд.
с-(с) -согл,глух,пар,тв,пар.
к-(к)-согл,глух,пар,тв,пар.
в-(в)-согл,зв,пар,тв,пар.
о-(о)-гл,удар.
з-(с,)-согл,глух,пар,мяг,пар.
ь-(-).
о [а] - гласный, безударный
к [к] - согласный, твердый, глухой , парный
р [р'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорныйе [`э] - гласный, ударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
т [ ] - не даёт звука
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т']- согласный, мягкий, глухой, парный.
и [и] - глас.,безудар.