Суммативное оценивание за четверть Задание №1
Не сдано
keyboard_arrow_down
Урок 19. СОЧ за 4 четверть.
Задание 1. Чтение
Прочитайте внимательно тексты и выполните задания.
Текст А
Один мальчик в детстве любил подолгу смотреть в звёздное небо. Он считал, что звёзды — это маленькие живые существа, сидящие на куполе ночного небосвода, а стрекотание сверчков он считал языком, на котором звёзды разговаривают между собой.
Однажды отец мальчика спросил, что его так привлекает в ночном небе? Мальчик рассказал отцу о «языке звёзд». Отец посмеялся над детской наивностью, поймал одного сверчка и, показав мальчику, объяснил, что звёзды не живые, что это огромные сгустки плазмы, находящиеся на огромных расстояниях друг от друга.
Сын перестал смотреть в небо… Мальчик вырос, прожил свою жизнь, приобрёл немалый жизненный опыт. Но самым ценным приобретением для него стало понимание того, что звёзды на самом деле всё же живые, и они разговаривают, только мы не всегда слышим и понимаем их язык.
Текст Б
В темном небе жили две звездочки. Одна из них была старательной и светила ярко-ярко.
Другая была маленькой и тусклой, спала днем и ночью.
- Зачем мне стараться? - говорила она. - Все звезды одинаковые, их так много. За меня
посветят другие, этого достаточно, чтобы на Земле стало светлее. От меня пользы немного.
Однажды Звёздочка-лентяйка увидела комету. У Звездочки дух захватило:
- Как ты красива! Я знаю, твое сиянье недолговечно, я хочу стать такой же яркой. Комета
ответила:
- Звездочка! У каждого существа Вселенной свое предназначение. У меня короткая жизнь, и
я должна успеть отдать свое тепло и свет. Но ты не теряй время даром, а то проспишь всю
жизнь. Отдыхать можно и днем, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень
яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».
1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите их. ( )
2. Определите жанры обоих текстов. ( )
3. Найдите и выпишите из текста Б предложение, в котором говорится о предназначении кометы. ( )
4. Сформулируйте и запишите основную мысль текста А. ( )
5. Выпишите из текстов одно предложение с однородными членами. Составьте схему. ( )
1)оглушение согласного
2)озвончение согласного
3)выпадение согласного
а) сбежал 1), 2), 3)
б) сторож 1), 2), 3)
в) доблестный 1), 2), 3)
2.Установите, какому слову соответствует данный состав морфем: два корня, суффикс, окончание.
а) одноклассник б) пригород в) придержали
3. Укажите, к каким пластам лексики относятся слова.
1)омонимы
2)синонимы
3)антонимы
4)многозначное слово
а) известный – популярный 1), 2), 3), 4)
б) среда (день недели) – среда (место обитания) 1), 2), 3), 4)
в) всесильность – бесправность 1), 2), 3), 4)
г) сладкое (печенье) – сладкое (пение) 1), 2), 3), 4)
4. Каким существительным соответствуют приведенные характеристики?
1) имеет только единственное число, 1-е склонение
2) имеет только множественное число
3) 2-е склонение, мужской род
4) 3-е склонение, женский род
а) весы 1), 2), 3), 4)
б) трель 1), 2), 3), 4)
в) шампунь 1), 2), 3), 4)
г) теплота 1), 2), 3), 4)
5. Укажите спряжение глаголов.
1) I спряжение, 2) II спряжение
а) гореть 1), 2) б) вести 1), 2) в) брить 1), 2) г) пить 1), 2) д) вертеть 1), 2)
6. Отметьте грамматические характеристики глаголов, использованных в данных предложениях.
а) Мир освещается знанием. 1), 2), 3), 4), 5)
б) Жизнь осветится добром. 1), 2), 3), 4), 5)
в) Поляна осветилась солнцем. 1), 2), 3), 4), 5)
г) Освещались улыбками лица. 1), 2), 3), 4), 5)
д) Будет освещаться звездами ночь. 1), 2), 3), 4), 5)
1) совершенный вид, будущее время
2)несовершенный вид, настоящее время
3) совершенный вид время
4) несовершенный вид, будущее время
5) несовершенный вид время
7. Выясните, в каком варианте дано словосочетание.
а) серебристый иней б) журчит ручей в) торжественно и тихо г) на море
8. Определите характеристику предложений по цели высказывания.
1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное
а) Есть ли у вас домашние питомцы? 1), 2), 3)
б) Учитесь находить удивительное в обычном. 1), 2), 3)
в) Сквозь раскрытые окна доносится запах сирени. 1), 2), 3)
9. Установите вид предложения по выражения грамматической основы.
а) Резко посветлело на улице. 1), 2), 3), 4)
б) Багровая мгла. 1), 2), 3), 4)
в) Облака над нами прозрачны. 1), 2), 3), 4)
г) Заря золотая. 1), 2), 3), 4)
1) Есть подлежащее и сказуемое, сказуемое выражено кратким прилагательным
2) Есть подлежащее и сказуемое, сказуемое выражено полным прилагательным
3) В основе только сказуемое
4) В основе только подлежащее
10. Укажите вид предложения.
1) распространенное, 2) нераспространенное
а) Моросящий дождь. 1), 2)
б) Солнышко, улыбнись! 1), 2)
в) Сиди и решай 1), 2)
г) Улица безмолвна. 1), 2)
11.Отметьте, к каким типам речи относятся тексты.
1)повествование, 2)описание, 3)рассуждение
а) Велики и многогранны лечебные познания собаки. Отпустите собаку в начале бешенства в лес: через две-три недели она придет истощенная до полного бессилия, но здоровая. Заболела собака желудком – ведите в лес или в степь и поживите с ней пару- тройку дней: она вылечит себя травами. Именно у собаки и надо учиться, как ее лечить. Природа закрепила настолько богатые «знания» у собаки, что чуду этому люди никогда не перестанут удивляться. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)
б) Как только забрезжил рассвет, Бим попробовал встать, но это было нелегко, почти невозможно. Главное, трудно разогнуться из калачика: что-то застыло теперь внутри, будто склеило там. Кое-как, не по-собачьи, он сначала вытянул одну заднюю ногу, как курица из-под крыла, потом — вторую, уперся ими в стенку и выполз из-под лавки. Чуть полежал и пополз из павильона. Сел. Отекшие ноги стали отходить. Превозмогая боль и утешая ее слабым поскуливанием, он пошел — сначала с трудом, чиркая лапами о землю, потом все прочнее и прочнее. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)
в) Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом, отцом и прародителем. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. А на палой желтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека. Ни единый мускул не дрогнет! В такие минуты Бим кажется полумертвым, это похоже на транс от восхищения и страсти. Вот что такое классическая стойка в желтом лесу. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)