Суммативное оценивание в 6 классах по русскому языку за раздел «Образ жизни и культура: древние цивилизации» 3- четверть Время выполнения 20 минут Задание 1. Определите главную информацию. Сокровища пирамид На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.* Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет. Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни. В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.“ Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. Задание 2. Грамматическое задание Произведите синтаксический разбор предложения: 1. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 2. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. Задание 3. Выпишите слова, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным, 3) приставочно-суффиксальным
ИИмя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Лингвист В. Г. Ветвицкий писал: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, роль существительных в грамматике велика. Они обозначают практически все предметы окружающего нас мира. Кроме того, имена существительные часто имеют зависимые слова, которые согласуются с ними в роде, числе и падеже. Обратимся к тексту Анатолия Алексина. Существительное женского рода «мамой» в предложении 2 употреблено в единственном числе творительного падежа. Такую же форму имеет и прилагательное «маминой», связанное с этим словом по типу согласования. В предложении 4 с существительным «родители» согласуется притяжательное местоимение «мои». Оба слова стоят в форме множественного числа именительного падежа. Таким образом, Ветвицкий прав, утверждая, что «имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра».