Суммативное оценивание по русской литературе за 4 четверть Задание 1 ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Какое выразительное средство использовано в описании Митраши: «Ему было всего только десять лет с хвостиком»? А) эпитет В) метафора С) гипербола D) олицетворение
2. Почему Митраша пошёл по другой тропе? А) хотел убить волка B) искал клюкву С) туда показывала стрелка D) хотел проучить Настю
3. Какое выразительное средство использовано в описании Насти: «Только носик один был чистенький и глядел вверх»? А) эпитет В) метафора С) гипербола D) олицетворение 4. Определите основную мысль произведения Пришвина «Кладовая солнца». А) Век живи – век учись. В) От добра добра не ищут. С) Любишь кататься – люби и саночки возить. D) Сам погибай, а товарища выручай.
5. С чего начинается 1 песня поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? A. С похищения Людмилы B. Со сражения Руслана и его соперников C. Со свадьбы Руслана и Людмилы D. Со знакомства Руслана и Людмилы
Задание 2 ответьте кратко на вопросы.
1. Какова кульминация повести «Кладовая солнца»? 2. Какова развязка «Кладовой солнца»? 3. Почему бой Руслана с Черномором считается кульминацией поэмы «Руслан и Людмила»?
В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. ………………………….. Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья. В унынье, с пасмурным челом, За шумным, свадебным столом Сидят три витязя младые; Безмолвны, за ковшом пустым, Забыты кубки круговые, И брашна неприятны им; Не слышат вещего Баяна; Потупили смущенный взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один — Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой — Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир: Все трое бледны и угрюмы, Имя героя Описание из текста Черты характера Руслан «князь храбрый», «…страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья» «…воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей» Грозный, злой, неукротимый
Трусливый, коварный, бессовестный И пир веселый им не в пир.
На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние берёзы. Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задрёмывающими под таинственный шёпот кузнечиков. Над горной пустыней, окружающей меня, сиял лёгкий лазурный купол.
Объяснение:
Причастия делятся на две группы: действительные и страдательные. Действительные обозначают признак предмета, который сам выполняет действие. Например, "играющий", "кушающий", "нюхавший". А страдательные обозначают признак предмета, над которым совершается действие. Например, "расстилаемый ковёр", то есть, ковёр, который расстилает кто-то, а не он сам.
Но у нас в задании причастия не просто должны быть действительными, а ещё и настоящего времени.
Действительные причастия настоящего времени образуются при суффиксов -ущ, -ющ, -ащ, -ящ. Например, заходящий, волнующий, читающий.
А если действительные причастия в времени, то они образуются с суффиксов -вш, -ш: наполнивший, наливавший, закричавший, строившийся, прораставший, пришедший.
Существительное:
Стройка, передача, пила, осмотр, игра, решение
Глагол:
Строить, передать, пилить, смотреть, играть, решать
Причастие (ед.ч., м.р., И. п.):
Играющий, строящий, передающий, пилящий, смотрящий, решаемый.
Объяснение:
С образцом это сделать вообще очень легко. Надо только знать, что такое существительное, глагол и причастие, и на какие вопросы они отвечают.
Существительное отвечает на вопросы "что?" и "кто?", например, "луна".
Глагол отвечает на вопросы "что делать?" "что сделать?" и другие разные формы вопросов. Например, слово "печатать" - глагол.
Причастие отвечает на вопросы "какой?", "что делающий?", "что делавший?", "что сделавший?". Например, "цветущий", "писавший", "прочитавший", "рисующий".
На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние берёзы. Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задрёмывающими под таинственный шёпот кузнечиков. Над горной пустыней, окружающей меня, сиял лёгкий лазурный купол.
Объяснение:
Причастия делятся на две группы: действительные и страдательные. Действительные обозначают признак предмета, который сам выполняет действие. Например, "играющий", "кушающий", "нюхавший". А страдательные обозначают признак предмета, над которым совершается действие. Например, "расстилаемый ковёр", то есть, ковёр, который расстилает кто-то, а не он сам.
Но у нас в задании причастия не просто должны быть действительными, а ещё и настоящего времени.
Действительные причастия настоящего времени образуются при суффиксов -ущ, -ющ, -ащ, -ящ. Например, заходящий, волнующий, читающий.
А если действительные причастия в времени, то они образуются с суффиксов -вш, -ш: наполнивший, наливавший, закричавший, строившийся, прораставший, пришедший.