Суммативное оценивание по русскому языку в 9 классе за 4 четверть Д/О – 2 вариант
Задание 2. Прочитайте два текста. Напишите сравнительный анализ текста А и текста Б. Проанализируйте их сходства и различия в содержании, композиции, языке и стиле. Приведите доказательства и аргументы. Свои наблюдения оформи в таблицу. После её заполнения напиши вывод. (10 б)
Текст А
Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает, что такое! Но при том это всё равно русский язык.
Начнём с самого с яростной порчи орфографии. Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной. Хорошо известно, что именно орфография легче воспринимать написанное. Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.
На самом деле орфография и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается. Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». И по-своему был прав. Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
Безусловно, всевозможные выражения языка падонков аицкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо – выразительны и потому так популярны.
(Текст сокращен и адаптирован)
Текст Б
Язык и культура: взаимоотношения и взаимодействие.
За нашими плечами новое тысячелетие. Перед людьми стоят острейшие глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Одной из них и является проблема языка и культуры, их взаимоотношения и взаимодействие. Мы практически находимся на пороге близкой катастрофы. И, если человечество не будет придавать значение этому во наша история может однажды закончиться.
«Язык – это средство общения, система общения. Язык, как дыхание, необходим человеку. Язык всемогущ. Язык есть самое лучшее на земле. Без языка ничего не свершишь в мире. (Плутарх) Язык – это часть нашего Я.
Римский оратор Цицерон утверждал, что « культура – это возделывание, образование, почитание, деятельная доброта к окружающим».
Как соотносятся между собой язык и культура? Как языком и культурой создается картина мира?
Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждого языка и, соответственно, народа, этнической группы, речевого коллектива, пользующегося данным языком как средством общения. Язык – самый заботливый хранитель культуры, как сказал легенда отечественной педагогики Шалва Александрович Амонашвили.
За каждым словом стоит предмет или явление реального мира. Язык отражает все: географию, климат, историю, условия жизни.
Язык – средство общения между людьми, и он неразрывно связан с жизнью и развитием того коллектива, который им пользуется как средством общения. Язык – часть культуры, но культура – только часть языка. Культура – первична.
Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее к реальному миру, окружающему человека.
ТУСАУ КЕСУ. РАЗРЕЗАНИЕ ПУТ.
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.
Объяснение:
1. беташар
Объяснение:
В древности лицо невесты, прибывшей в дом к свёкру, не показывали ни ему, ни свекрови[3]. В течение трёх дней она ночевала без мужа в компании других девиц, а утром четвёртого дня её лицо закрывали большим покрывалом-шалью и выводили к приглашённым на свадьбу в торжественной свадебной одежде. В ходе обряда невесту за руки ведут снохи[4] и молодые женщины с хорошей репутацией[5]. Один из концов покрывала прикрепляется к домбре или к трости и певец-импровизатор (жыршы) начинает исполнять «беташар жыры», попутно знакомя невесту с родителями и роднёй мужа. Невеста приветствует каждого из них поклоном, а они в свою очередь объявляют подарок, который они вручат молодожёнам. После беташара начинается обряд распития чая (шәй ішу), в ходе которого родители мужа и прочие гости впервые пьют чай с рук невесты.
Из-за того, что родители мужа успевают познакомиться с невестой до обряда, в современном Казахстане церемония беташар потеряла своё былое значение