Ссочинением в формате егэ. текст: (1)в те времена домик — старенький, чёрный, , под ржавой крышей —— торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)с каждым ме- сяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (з)кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на ве- сёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные пли- ты, а домик стоял и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)впрочем, хозяев не было, была хозяйка мария тихоновна лукошина. (5)до той поры семён митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)раз он к ней офи- циально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)но и в тот день семёна митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке. — (8)отказываетесь, значит, гражданка лукошина мария тихоновна? — (9)дайте помереть спокойно. ) но ведь вам, мария тихоновна, предлагается отдельная од- нокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)вы поду- майте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру! — (12)дайте помереть спокойно. — (13)выселим, гражданка лукошина, силой ведь придётся. . (14)до сих пор он того разговора простить себе не мог. (15)вот на следующий день утром всё и случилось. (16)получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо: — эй, хозяева, вытряхайтесь! (17 )полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь! . (18)не отвечали в доме. (19) стучали, кричали — молчал дом. (20)молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)и баба-яга на пороге. (23)молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала. — (24)ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист. (25)поглядела на него угольями своими. — (26)не бабуся я, — сказала. — (27)не бабуся, не мамаша, не свек- ровь — просто старая женщина. — — (28)ломай! — закричал прораб. — (29)и так полдня потеряли! — (30) как же можно так! —— зашумели девчонки-маляры. —- (з1)права не имеете ломать! (32)перевезти сначала человека надо! . (з3)давайте, бабушка, мы вам . . — (з4)не надо, — сказала баба-яга. — (35)ничего не надо. (з6)и ушла в дом. (37)и пропала. (38)прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу: —— встряхни домишко —— она враз выскочит. (з9)однако старуха сама вышла. (40)вышла, как давеча: в - нем халате, только портреты в руках. (41)в рамках портреты, четыре штуки. —— (42)ломайте. —— (43)а вещи? — закричал бульдозерист. ) какие вещи? (45)глупости вы говорите. (46)ломайте, и всё. (47)только я погляжу. (48)села на плиты и портреты рядом сложила. — (49)иконы, что ли бабка? —— (50)иконь1, — сказала. — (51)святые мученики : святой владимир, святой юрий, святой николай и святой олег. (52)живыми сгорели под деревней константиновной’ двадцать девятого июля сорок третьего года. — (5з)сыновья? —- только и спросил бригадир. —(54) сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой. (55)тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)и ска- зал тихо: —— в дом идите, бабушка. (57). (58)а сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)вот то- гда-то и включился семён митрофанович на последнем, так сказать, эта- пе. (60)восемь раз в архитектурное он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)с частью списался, с деревней константиновной: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (6з)матери альбом отчасти преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)с могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали. (65)а стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)это всё просто было, это сами строители сделали. (по б. васильеву)
Автор считает первоначальное поведение Семена Митрофановича неприемлемым. Им двигал исключительно рабочий интерес, он даже не хотел узнать причину, по которой Мария Тихоновна не могла покинуть свой дом. Но после того, как он узнал причину, то не смог остаться равнодушным, в нем проснулись чувства сострадания и понимания.
Для автора пробуждение этих чувств явились важнейшей кульминацией рассказа. Именно благодаряэтому совершается по-настоящему человеческий поступок: сохраняется память о Марии Тихоновны.
Я согласна с мнением автора. Важнейшими человеческими качествами являются сострадание и взаимопонимание. Иногда только благодаря ним можно избежать огромных душевных трагедий.
Так, например, в романе Толстого «Война и мир» благодаря состраданию Наташи Ростовой были жизни многих солдат. Она не могла спокойно собирать вещи, зная, что раненые люди могут остаться в Москве, которая была обречена на захват Наполеоном. Наташа оставила в городе дорогие для её семьи вещи, но зато эвакуировать множество людей.
Напротив, в произведении Распутина «Прощание с Матерой», самым близким и самым родным людям Дарьи оказалось всё равно на чувства матери, бабушки, они не испытывали к ней сострадания, они её не понимали. Расставание с родной деревней для Дарьи обернулось трагедией, особенно без поддержки и сына и внука.