Спишите сложносочиненные предложения, подчеркните грамматические основы. Составьте их схемы. Какими союзами связаны части предложений? Определите типы союзов. Какие смысловые отношения они выражают? Образец. В умной беседе ума набраться", а) в глупой свой
растерять? [ ], а [²]. (Сложносочиненное предложение, сочинительный союз а, в предложении выражаются отношения сопос-
тавления)
1. Степь проста и примитивна с первого взгляда, а со второго она уже красива и недоступна. С третьего взгляда степь уже попросту твоя родина, и ждет она не восхищения, а сыновней любви, заботы на всю жизнь. (По О. Сулейменову)
2. Ехали на тройке с бубенцами, а вдали мелькали огоньки. (Романс)
3. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола“ воз-
мутит. (М. Ю. Лермонтов)
4. То огонек блеснет во тьме, то перейдет дорогу пеший.
5. Не родись красивым, а родись счастливым. (Посло-
вица)
6. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок, в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах..., а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
Кто? - Товарищ (И.п), С кем? - с товарищем (Т.п).
Что? - Встреча (И.п), перед чем? - перед встречей (Т.п)
Кто? - продавец (И.п) С кем? - с продавцом (Т.п)
Кто? Горец - (И.п) С кем? - С горцем (Т.п)
Кто? Молодец (И.п) , Над кем? - над молодцом (Т.п)
Кто? Учительница (И.п) Перед кем? - перед учительницей (Т.п)
Что? Задача (И.п), Под чем? -под задачей (Т.п)
Кто? -ученица, С кем? - с ученицей
Что- пальцы, Под чем? - под пальцами
Кто? Малыш , перед кем? - перед малышом
Что? -плечо, над чем? - над плечом
Кто? -врач, с кем? с врачом
Что? луч, Под чем? - под лучом
Что? Туча, - Под чем ? - под тучей
Что?Дворец , Перед чем? - перед дворцом
Что? Столица, Под чем? Под столицей
Что? Граница, Перед чем? Перед границей
Что? - Крыша, Под чем? под крышей
Кто? Птица, С кем? - с птицей
Что? - этаж, Под чем? Под этажом
Что? - Кирпич, Под чем? - Под кирпичом
Что? - Ключ, С чем? - с ключом
Что? Мяч, С чем? - с мячом
Что? - Нож, С чем? - с ножом. Что? - Карандаш, Под чем? - под карандашом, Что? - Гараж, Под чем? - под гаражом,Кто? - юноша, с кем? - с юношей,Что? - училище, над чем? - над училищем,Кто? - Советчица, Перед кем? - перед советчицей,Кто? - мудрец, С кем? - с мудрецом, Что? - абзац, над чем? - над абзацем, Что? - падеж, над чем? - над падежом, Кто? - пловец, С кем? - С пловцом,Кто? - Красавица, Перед кем? - перед красавицей, Кто? - силач, над кем? - над силачом,Кто? - ткач, С кем? - с ткачом, Кто? - скрипач, перед кем? Перед скрипачом,Что? - блюдце, Над чем? - над блюдцем, Что? - выигрыш, с чем? - с выигрышем,Что? Мельница, Перед чем? - перед мельницей, Кто? - сказочница, Перед кем? - перед сказочницей, Кто? - Насмешница,над кем? - над насмешницей, Кто? - Гвардеец, над кем? - над гвардейцем, Кто? - Храбрец, Перед кем? - перед храбрецом, Кто? - Бородач, С кем? - С бородачом.
Объяснение:
Дети выходят из школы, шумно разговаривают. За ними идет лыжник.
Первый ученик: Сложный день.
Второй ученик: Да, зато на завтра мало задали! Пойдем ко мне сегодня, брат приехал - книжку привез интересную.
Третий ученик: Везет вам, а мне домой быстрее надо, у меня мама сегодня уборку затеяла.
Четвертый ученик: Да, не повезло тебе, я вот вчера все убрала.
Пятый ученик: Смотрите, вороны! Коля, Коля, там твоего нет вороненка?
Коля: Есть, вон он, на второй ветке.
Второй ученик: Будем кормить сегодня?
Коля (снимает шапку и машет ей) : Конечно!
Птица слетает, ученики кормят вороненка, лыжник подходит ближе.
Лыжник (удивленно) : Первый раз вижу, чтобы дикая птица не боялась человека.
Коля: А он не дикий, он домашний. Я его летом подобрал, он из гнезда выпал. Я ему в сенях закуток сделал, кормил его, он меня даже узнавал. А когда окреп, я его стал выпускать. Но он все равно возвращался, чтобы я его покормил. А потом вот прибился к стае осенью. Но меня не забывает, как только увидит, так сразу летит на плечо. Я поэтому всегда с собой хлеб ношу, мало ли где встречу его. Жаль, что всех их так не накормишь. (кивает в сторону ворон)
Объяснение: