Спишите предложения, укажите их грамматические основы; составьте схемы предложений.
1. курить – здоровью вредить. (пословица)
2. без дела жить – небо коптить. (пословица)
3. жить – родине служить. (пословица)
4. учить – ум точить. (пословица)
5. спешить – делу вредить. (пословица)
6. жалеть, любить – знакомые глаголы. (с.липкин)
7. сынок! перестань врать! говорить неправду – великий грех. (сказка)
8. строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (а.мартынов)
9. прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (т.шмаков)
10. отсиживаться по щелям – удел тараканов. (из газеты) 11. служить народу – дело непростое. (с.васильев) 12. на судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (э.зорин)
13. пятнадцать лет – счастливая пора. (и.лялечкин)
14. сентябрь. седьмое число – день моего рождения. (э.асадов)
15. лентяй да шалопай – два родных брата. (пословица) 16. природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (а.герцен)
17. шестью семь – сорок два
Оба рассказа автобиографичны. Повествование в обоих рассказах ведётся от первого лица (следовательно, смотрим на события глазами главных героев), главные герои рассказов - мальчики; в чём-то схожа их судьба: одного воспитывает бабушка (и дед), он сирота, не хватает материнской любви, хоть бабушка и любит его; другого отправляют учиться в город, он там совсем один, ему тоже не хватает материнского тепла. Время действия в рассказах тоже приблизительно одинаковое. Место действия - далёкие от столицы деревня на Енисее и небольшой город на Иртыше. Но главное - тема рассказов: УРОКИ ДОБРОТЫ, которые получают мальчики один - от бабушки (она прощает его за обман), другой - от учительницы.
Объяснение:
Каскадом спускаются к морю прибрежные скалы, (запятая ставится в ССП между двумя простыми, входящими в его состав) ритм этого спуска сохраняется и в глубине. В толще бирюзовой воды встают колоссальные каменные гиганты, (запятая стоит перед причастный оборотом) покрытые густой шапкой морской травы. Её пушистые стебли слегка покачиваются, (запятая в СПП - перед придаточным предложением) когда, чуть шевеля ластами, ( чуть шевеля ластами - запятыми с обоих сторон выделен деепричастный оборот) вы проплываете мимо. Под водой меняется наше привычное "земное" представление о расстояниях и поэтому предметы, удаленные всего на 10-15 метров, (удалённые всего на 10-15 метров - причастный оборот, стоит после определяемого слова - предметы - поэтому выделяется с обоих сторон запятыми) кажутся очень далекими.
Скалы нависают и почти отвесно обрываются в пропасть, (запятая в СПП стоит перед придаточным поедложением) которая представляется бездонной.
Кругом стоит полумрак, (запятая ставится в ССП между двух простых предложений, входяших в его состав) вода совершенно неподвижна.