Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.
1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теплом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины — это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А. Т.) 4. Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих крыльев. (Пауст.)
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того что бы не
потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми
русскими людьми, но так же общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с
пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из под куста лещины.
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Случилось и у меня, одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне. Средней
России – лето обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал наново – на ощупь на вкус, на запах – много слов бывших до той
поры, хотя известными мне но далёкими и не пережитыми. Раньше они вызывали
только один обычный скудный образ. А вот, теперь оказалось, что в каждом таком слове
заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что не известно даже с каких слов начинать.
Легче всего с «дождливых».
Я конечно знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные косые, сильные,
окатные дожди и наконец ливни (проливни). Но одно дело, – знать умазрительно а другое
дело, испытать эти дожди на себе, и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия,
свои признаки, отличные от признаков, других дождей.
Тогда все эти слова определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются
выразительной силой. Тогда, за каждым таким словом, видишь, чувствуешь, то о чём
говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Приставка пре- придаёт словам: 1. значение предельной степени действия или высшей степени качества (напр., превозносить, превосходить, премилый), 2. когда она имеет значение приставки пере- (напр., преградить /перегородить/, преступить /переступить/.
Приставка при- придаёт словам значение: 1. пространственной близости (напр., приморский, приусадебный), 2. прибавления, приближения, присоединения (напр., пригнать, привязать, примёрзнуть), 3. неполноты действия (напр., привянуть, примёрзнуть), 4. доведения действия до конца (напр., приучить, придумать), 5. совершения действия в собственных интересах (напр., прикарманить, принарядиться), 6. сопутствующего действия (напр., припевать, пританцовывать).