Сожмите текст!
в лице академика виктора владимировича виноградова (1895—1969) объединились лингвист и .
научные интересы учёного были необыкновенно широки. в 20-е годы виноградов входил в круг учёных, которые увлечённо изучали строение художественных произведений. в то время он писал такие интереснейшие книги, как «этюды о стиле гоголя» (1923), «гоголь и натуральная школа» (1925), «о поэзии анны ахматовой» (1925).
виноградову принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук —языка и науки о языке художественной . его труд « язык. грамматическое учение о слове» — настольная книга каждого лингвиста. он был одним из составителей первого научного толкового словаря языка под редакцией д. н. ушакова, одним из редакторов академических словарей языка, руководил работой по составлению словаря языка а. с. пушкина. его перу принадлежит множество этюдов по отдельных слов и групп слов, собрание которых составляет увлекательнейшую книгу, значительную не только для языка, но и для культуры.
виноградов воспитал целое поколение лингвистов. многие зарубежные академии наук избирали в. в. виноградова своим членом: болгарская, польская, румынская, французская, датская и др.
Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова
«Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание
- его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать,
деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых,
захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден,
но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет
«обломовщина» . В это понятие входят непобедимая лень, апатия,
безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки
«обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель
вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова.
Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно
возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу
и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос
Обломов. Детство героя во времена крепостного права, но
автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества.
В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве
и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке
редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер
никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража
гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают
друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох,
когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на
четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают,
что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива.
Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака.
Главной заботой обитателей Обломовки является пища. Ог голода никто
не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи:
«Об обеде совещались целыми домом.. . Всякий предлагал свое блюдо.. . » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное
подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов.
Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку?
Детство Обломова в атмосфере беспечности и безделья.
Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было
здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет
непри к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал
от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за
него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел,
что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего
не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре
воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после
давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что
взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась
с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом
с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой,
чтобы дитя не перетруждалось.