Союз — служебная часть речи, которая:
А. связывает однородные члены и предложения в составе сложного;
Б. вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола;
В. выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
2. Укажите предложения с союзами.
A. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
B. Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
Г. Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
3. Найдите предложения с подчинительными союзами.
A. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Б. Он знал, что в лесу лежат росистые тени.
B. Пока я шел, край неба заалел.
Г. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.
4. Укажите предложения, в которых перед союзом и ставится запятая (знаки не расставлены).
A. Смех и песни сливались в нестройную музыку
Б. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль
B. Туча на севере росла и захватывала запад и восток
Г. Необыкновенно тихо было и в доме и во дворе
5. Найдите предложения с противительными союзами.
A. Умен, пригож, да на дело негож.
Б. Ученье да труд к славе ведут.
B. Мал цветок, зато красив.
Г. Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.
6. Слитно или раздельно надо писать же?
1. Я то (же) это сделаю.
2. Была та (же) странная тишина.
3. Я за вами на коне поскакал бы то (же).
Выберите правильный ответ.
A. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
B. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м — раздельно.
Г. В 1-м и во 2-м случаях раздельно, в 3-м — слитно.
7. Укажите предложения, в которых выделенные слова — союзы и пишутся слитно.
A. Что(бы) мне спеть?
Б. Он мал, за(то) удал.
B. Было холодно, при(том) моросил дождь.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ранним утром пароход внезапно остановился (1) и пассажиры (2) разбуженные этой внезапной остановкой (3) стали вскоре появляться на палубе.
А. 1,3
Б. 1,2
В. 1,2,3
Г. 2,3
9. Укажите сложносочиненные предложения.
A. Шумели деревья, и над ними по небу мчались клочки туч.
Б. Школьники целый день пропалывали свеклу и, усталые, вечером вернулись в лагерь.
B. Мы поздравили одноклассников, выигравших встречу по волейболу, и пошли в школу.
Г. Ветер ревел целый день и утихал только глубокой ночью.
Д. Приближался теплый фронт, и облака, не выдержав его натиска, треснули.
Е. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда, и каждое чувство огромно и доведено до предела.
10. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. Были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно.
Б. Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание «Трех мушкетеров».
В. 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки.
Г. Для начинки лучше использовать белые грибы и добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики.
11. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).
А. За заводами кончался город и начиналось море.
Б. То тут то там что-то сыплется и шуршит.
В. Мы подождали пока выгрузили наши вещи.
12. Определите значение подчинительного союза:
Надя почувствовала, что она тут лишняя.
А. причинный
Б. условный.
В. изъяснительный
13. Какой по значению сочинительный союз употреблён в пословице:
Мал ёрш, да колюч
А. соединительный
Б. разделительный
В. противительный
14. В каком варианте ответа выделенное слово пишется раздельно?
А. Бедному псу то (же), очевидно, становилось страшно.
Б. Что (бы) мне почитать о космосе?
В. В работе отстаёт, за (то) в еде обгоняет.
15. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, и графически объясните их (схемы, подчёркивания). Укажите вид предложения (ПП (+если осложнено, то чем именно), ССП или СПП):
А. Собачка жалобно лаяла и виляла хвостом.
Б. Звёзды приглушённо сверкали и светила полная луна.
В. Раньше кадетов учили не только математике но и танцам.
Г. У Нины пропала собака (по)тому что сосед выпустил её во двор.
Д. Чтобы из сада не доносился запах цветущей сирени стеклянная дверь была плотно закрыта.
Сладкий перец в России впервые появился в конце XVI века, но изначально использовался только как пряность. Для употребления в пищу стал выращиваться с XVII века.
Когда в России появидся огурец, точно неизвестно, считается, что в IX веке, но широкое распространение получил только в XVI—XVII веках.
Позже всех пришли картофель и фасоль. Появление картофеля в России связано с именем Петра I. Крестьяне сначала отказывались возделывать и есть его. Позже, уже при Екатерине II, в 1765 году Сенат издал специальный указ о "заведении" картофелеводства в стране. Растение тогда называлось "земляным яблоком". Широкое распространение картофель получил в России с середины XIX века.
Фасоль, родственница гороха, в Россию попала в XVII—XVIII веках. Долгое время её называли "французскими бобами". Сначала фасоль выращивали как декоративный кустарник, и лишь со временем, в конце XVII века, она приобрела широкое распространение как овощная культура.
Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой.
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Под мышкой он нес какой-то узел, и повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
Казак мой был очень удивлен, когда, проснувшись, увидел меня совсем одетого; я ему, однако ж, не сказал причины. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками, на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом, на вершине коего белеется маячная башня, я отправился в крепость Фанагорию, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик.
А сколько надо-то?