Было или не было, нам про то неведомо, да только жил когда-то на белом свете дождевой червяк. Ни длинный, ни короткий, ни толстый, ни худой – самый обыкновенный.
И вот однажды, посмотрел он на себя и подумал: “А где же у меня хвост?!” Уж так и эдак сворачивался червяк – нет, ничего непонятно!
Огляделся он тогда по сторонам, смотрит, муравей ползет.
– Муравей, муравей! Где у меня хвост?
Остановился муравей, от неожиданности даже травинку выронил, что в муравейник нес. Вот вопрос так вопрос!..
– Ну... – протянул муравей, – если с одной стороны у тебя голова, то с другой должен быть хвост. Где у тебя голова-то?
– То-то и оно, – горестно вздохнул червяк, – запутался я совсем.
Услышала их разговор пробегавшая мимо блестящая жужелица. Остановилась.
– Голова там, где глаза! – важно пошевелив усиками заявила она.
– Эх! – Еще горестнее вздохнул червяк. – У меня глаз много...
Присмотрелись жужелица с муравьем и ахнули. У червяка глаза и на одном конце туловища и на другом и посредине!
Вдруг видят они, неподалеку ящерица на солнышке спинку греет.
– Ящерка, ящерка, где у червяка хвост?
Задумалась ящерица. Обежала червяка со всех сторон.
– Ой, червяк! А может ты его потерял? Так бывает...
Обрадовался червяк. Может и вправду потерял?! Оглядел себя со всех сторон. Нет, все на месте. И тогда ему совсем грустно стало, лежит, не шевелится.
Тут на ветку дуба воробей прилетел. Увидел червяка, чирикнул радостно: “Вот так добыча!”
– Воробей, воробей, ты везде летаешь, все знаешь, где у меня хвост?
Воробей от неожиданности чуть с ветки не упал.
– А зачем тебе хвост? Ты и без хвоста вку-ку-с-сный! – ответил воробей и подлетел поближе.
– Да погоди ты! – заступилась за червяка ящерка, – съесть его ты всегда успеешь, надо сначала хвост найти!
– И то верно, – подумал воробей, – с хвостом-то червяк сытнее будет!
Стали они искать, у кого бы еще про червяковый хвост спросить. Вдруг смотрят, идет по дорожке маленькая девочка.
– Девочка, а, девочка! – Зачирикал воробей, – где у червяка хвост?
Подошла девочка, присела на корточки, да как хлопнет в ладоши. От испуга червяк мгновенно под толстый корень юркнул.
– Ну вот видишь, и хвост твой нашелся! – Рассмеялась девочка. – При опасности ты всегда головой вперед убегаешь, прячешь ее!
Обрадовался червяк! Ох, как обрадовался! И как же это он сам не догадался?! Хотел он поблагодарить девочку, да воробья побоялся.
Три дня червяк радовался. Столько нор понарыл, не пересчитать! А на четвертый день задумался: “А где же у него ноги?!”
текст повествования содержит рассказ о событиях; основные вопросы к такому тексту – что делали? что и как произошло? В повествовательных текстах много глаголов.
Описание содержит характеристику явлений, предметов; основной вопрос к такому тексту – какой? В описательных текстах всегда много существительных, прилагательных и наречий, которыми характеризуются предметы, явления и действия.
Рассуждение традиционно выделяют три основные части:
Было или не было, нам про то неведомо, да только жил когда-то на белом свете дождевой червяк. Ни длинный, ни короткий, ни толстый, ни худой – самый обыкновенный.
И вот однажды, посмотрел он на себя и подумал: “А где же у меня хвост?!” Уж так и эдак сворачивался червяк – нет, ничего непонятно!
Огляделся он тогда по сторонам, смотрит, муравей ползет.
– Муравей, муравей! Где у меня хвост?
Остановился муравей, от неожиданности даже травинку выронил, что в муравейник нес. Вот вопрос так вопрос!..
– Ну... – протянул муравей, – если с одной стороны у тебя голова, то с другой должен быть хвост. Где у тебя голова-то?
– То-то и оно, – горестно вздохнул червяк, – запутался я совсем.
Услышала их разговор пробегавшая мимо блестящая жужелица. Остановилась.
– Голова там, где глаза! – важно пошевелив усиками заявила она.
– Эх! – Еще горестнее вздохнул червяк. – У меня глаз много...
Присмотрелись жужелица с муравьем и ахнули. У червяка глаза и на одном конце туловища и на другом и посредине!
Вдруг видят они, неподалеку ящерица на солнышке спинку греет.
– Ящерка, ящерка, где у червяка хвост?
Задумалась ящерица. Обежала червяка со всех сторон.
– Ой, червяк! А может ты его потерял? Так бывает...
Обрадовался червяк. Может и вправду потерял?! Оглядел себя со всех сторон. Нет, все на месте. И тогда ему совсем грустно стало, лежит, не шевелится.
Тут на ветку дуба воробей прилетел. Увидел червяка, чирикнул радостно: “Вот так добыча!”
– Воробей, воробей, ты везде летаешь, все знаешь, где у меня хвост?
Воробей от неожиданности чуть с ветки не упал.
– А зачем тебе хвост? Ты и без хвоста вку-ку-с-сный! – ответил воробей и подлетел поближе.
– Да погоди ты! – заступилась за червяка ящерка, – съесть его ты всегда успеешь, надо сначала хвост найти!
– И то верно, – подумал воробей, – с хвостом-то червяк сытнее будет!
Стали они искать, у кого бы еще про червяковый хвост спросить. Вдруг смотрят, идет по дорожке маленькая девочка.
– Девочка, а, девочка! – Зачирикал воробей, – где у червяка хвост?
Подошла девочка, присела на корточки, да как хлопнет в ладоши. От испуга червяк мгновенно под толстый корень юркнул.
– Ну вот видишь, и хвост твой нашелся! – Рассмеялась девочка. – При опасности ты всегда головой вперед убегаешь, прячешь ее!
Обрадовался червяк! Ох, как обрадовался! И как же это он сам не догадался?! Хотел он поблагодарить девочку, да воробья побоялся.
Три дня червяк радовался. Столько нор понарыл, не пересчитать! А на четвертый день задумался: “А где же у него ноги?!”
текст повествования содержит рассказ о событиях; основные вопросы к такому тексту – что делали? что и как произошло? В повествовательных текстах много глаголов.
Описание содержит характеристику явлений, предметов; основной вопрос к такому тексту – какой? В описательных текстах всегда много существительных, прилагательных и наречий, которыми характеризуются предметы, явления и действия.
Рассуждение традиционно выделяют три основные части:
тезис (мысль, умозаключение, требующие доказательств);
доказательства (аргументы) – не менее двух-трёх;