Составьте словосочетания со связью однозначного соответствия, правильно сочетая слова по смыслу. Определите, в чем заключается различие прилагательных с одинаковыми корнями. Как называются такие слова?
а) Дружеский, дружественный, дружный группа, государство);
заливной, заливчатый, заливистый (лай, луг, звон); земной, земляной,
землистый (цвет, орех, шар); искусный, искусственный (мастер, шёлк, роза);
испытанный, испытательный (площадка, срок, друг); костный, костистый,
костлявый, костяной, косный (представление, нога, взгляд, фигура, бульон,
рыба, пуговица); красивый, красочный (цветок, платье, плакат);
б) кровавый, кровянистый, кровный, кровяной (враг, колбаса,
родственник, рана, война); ледовый, ледяной, льдистый ( вода, покров,
взгляд, берег); лётный, летучий (бригада, состав, погода, газ); лиственный,
листовой (стекло, дерево, лес); лучевой, лучистый (взгляд, солнце, нерв);
водяной, водный, водянистый (мельница, гладь, поверхность, глаза);
пустынный, пустой (разговор, стакан, житель); пушной, пушистый (ковёр,
зверь, мех); сиротский, сиротливый (одиночество, хлеб, взгляд);
в) скорый, скоростной (поезд, спуск, дорога); солевой, сольный, солёный
(концерт, суп, грибы, осадок); стекольный, стеклянный (бокал, завод, ваза); сотый, сотенный (автомобиль, ассигнация, дом); тёплый, тепловой, тепличный
(день, растение, удар, энергия); травяной, травянистый (покров, растение, чай);
умный, умственный (решение, труд, усилие); световой, светлый (цвет, луч,
день, волна, тон); шляпный, шляпочный (гриб, картонка, лента, гвоздь).
1) Февраль отдал свой посох младшему брату и сказал: "Теперь твой черёд, братец Март".
2) Голосом молвит человечным: "Пусти ты, старче, меня в море!".
3) Вечером хозяйка убрала тарелку, и говорит: "Должно быть, наши утята заболели. (Дальше непонятно)
4) И ей зеркальце в ответ: "Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее".
5) Непонятно.
6) "Вы никогда не видели кота в сапогах?" - спросил кот.
7) Тихим голосом мальчик сказал: "Лена, дай мне одну краску ".
Объяснение:
Имена собственные выделяются запятыми, прямая речь заносится в кавычки и определяется тире/двоеточием.
Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:
– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);
– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.
Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.
Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?
Игнорирование – один из эффективных в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.
Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!