Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащими, а в другом – дополнениями. Подчеркните их как члены предложения. Формы слов меняйте при необходимости.(Итак, у вас должно получиться 10 распространённых хороших предложений). Память, Отчизна, горизонт, поколение, снегопад
Бродил по Земле волшебник.
Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря рубашка взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, стал расспрашивать пахаря о житье-бытье.
тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защебетала в поднебесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
Вопросы к тексту:
– Как появился жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.)
– Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)
– За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)
– Из чего волшебник понял, что труд пахаря тяжел? (Рубаха пахаря взмокла от пота.)
– Почему волшебник решил хлеборобу пахарь, что надоело слушать, как камни стучат о плуг.)
– Как вы думаете, порадовал ли волшебник пахаря?
– Как можно озаглавить текст? (Легенда о жаворонке.) (слайд 3)
4. Словарно-орфографическая подготовка
– Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово? Какими еще словами можно заменить это слово в тексте? (Пахарь, земледелец, мужик)
– В тексте дважды встречается слово земля. Одинаково ли лексическое значение этих слов? (В первом предложении Земля планета, в следующем предложении земля –почва.)
– В тексте встречается много слов, написание которых надо проверить. Давайте подберем проверочные слова.
(Слайд 4. На экране текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв. По щелчку мышки в словах появляются правильные буквы.)
Бр_дил по З_мле волшебник.
Видит – муж_к пашет. Земля песч_ная, м_стами к_менистая. Т_жело мужику п_хать. У пахаря рубашка взмокла от с_леного пота.
Поздоровался волшебник с хлеб_робом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разд_лили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувш_н родниковой в_ды.
Подкр_пился волшебник, стал расспраш_вать пахаря о ж_тье – бытье тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плу___ гр_хоч_т.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защ_б_тала в подн_бесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
5. Составление плана
– Сколько абзацев в тексте? Давайте их озаглавим (слайд 5).
План:
1. Волшебник.
2. Мужик пашет.
3. Обед.
4. Разговор о житье-бытье.
5. Птичка в небе.
1. Адресат- тот, кому адресовано письмо, получатель
2.Адресант- Отправитель письма
3. матрёшка,микробы, бактерии, вирусы, войско, игрушка, компьютер
4. Смелый- смелость, Вежливый-вежливость, читать-чтение, путешествовать-путешествие
5. шахматы, сливки, брюки, дрожжи, Альпы, каникулы
6. Художественный руководитель (муж.род) театральной студии Галина Ивановна похвалила актёров.
2) Опытная хирург (муж.род) Иванова посоветовала не откладывать операцию.
7.Тихоня, сладкоежка, задира, соня, неженка, зазнайка, работяга, Женя – муж. и жен. род
8. Человек-человечество, листья-листва, Интеллигенты-интеллигенция
9.1 ) Городишко муж р, 2) сынишка муж р, 3) картофель муж р, 4) рояль муж р, 5) пианино ср р, 6) время ср, 7) дитя ср р, 8) убежище ср р, 9) радость жен р, 10) ель жен р, 11) моложёжь жен р, 12) Франция жен р.
10. 1) Интервью ср р, 2) такси ср р, 3) авеню жен р, 4) АЭС жен р, 5) мадемуазель жен р, 6) маэстро муж р, 7) , 8) пенальти муж р ,фламинго муж р, 9) Токио муж р.
11. озорник муж р - озорница жен р