Произведение заняло первое место в конкурсе "Легенды Казахстана", газета "Комсомольская правда -Казахстан".
Легенда об озере Шайтанколь
— Красивы горы Каркаралы, стеной окружающие Каркаралинск. На их вершинах живут беркуты — зоркие стражи казахской степи, — неспешно начал свой рассказ старый Жыршы. — При появлении врага они криком сообщают о надвигающейся беде. Внимательно следят за сражением, если силы у воинов иссякают, беркуты камнем сверху падают на врагов, выклёвывают им глаза.
В давние времена степь сотрясали набеги вражеских джунгарских полчищ. Казахи заключили мир с Джунгарами, отдав им степных красавиц-дочерей в жёны.
Всего три года выдержали коварные враги и снова стали нападать на аулы, убивать стариков и детей, а юношей и девушек уводить в плен. Весь народ встал на защиту своей земли, но силы были неравные — много оказалось охотников за чужими богатствами.
Тогда обратились казахские батыры к Богу: «Силы неравные у нас, Всевышний, не дай погибнуть нашему народу: преврати тела мёртвых и раненых в камни!»
Бог откликнулся на их мольбы — вмиг все погибшие стали каменными глыбами. Они сомкнулись между собой и образовали кольцо. В панике и ужасе враги подавили друг друга, пытаясь выбраться из каменного кольца.
А матери казахских воинов, увидев, как на их глазах окаменели сыновья, стали горько оплакивать их, и от слёз образовалось озеро.
«Шайтанколь — чёртово озеро!» — кричали захлёбывающиеся враги. Озеро стало разливаться и поглотило оставшиеся тела Джунгар. С тех пор исчезло племя заклятого врага казахов! А там, где стояли в кольце погибшие и раненые воины, появились сопки, — тут Жыршы, ударив по струнам домбры, запел:
— Вечные стражи казахской степи,
Тёмной грядой появляетесь вы.
Что за злодей вас околдовал,
Каменной цепью к земле приковал?
— Мы — вечные стражи казахской земли —
В битве с Джунгарами здесь полегли.
Клятву народу мы нашему дали:
Если погибнем, глыбами станем.
Каменной цепью мы вместе сомкнулись,
В наших объятьях враги задохнулись.
Вечную службу на страже земли
Мы добровольно решили нести.
...Вот такую легенду рассказал детям старый Жыршы.
Стихи из сборника Джумагельдиновой.
***
Маленькая Алтыншаш — дочь бая Каратая и сын табунщика Алтай любили слушать легенды об озере Шайтанколь. И каждый раз убеждались, что бы ни говорили об озере, его тайна волнует каждого. Летом здесь многолюдно, откочевавшие на джайлау собирают юрты и пасут скот у подножия гор.
Молодёжь по вечерам разжигает костры, установив качели алтыбакан, девушки и юноши всю ночь поют о любви.
Аульчане, закончив домашние дела, спешат к ним, как на праздник. Им нравится смотреть, как веселится молодёжь, слушать их песни о любви, о красоте гор Каркаралы и о тайне озера.
Время быстро пролетело. Дети повзрослели. Алтыншаш превратилась в красавицу, а Алтай — в смелого юношу. Молва о красоте девушки долетела и до аула бая Арыстана, собиравшегося женить сына. Прав ли народ, расхваливАющий красоту дочери бая Каратая? Он решил взглянуть на неё. а увид
ев, не смог отвести глаз: вот достойная невеста для его сына!
Белокожая, с правИльными чертами лица и родинкой у губ, с глазАми новорождённого верблюжонка. Алтыншаш была ещё очень юной, ей едва исполнилось п
ятнадцать лет.
Каратай гордился красотой своей дочери и потребовал большой калым. Ему приятно было сознавать, что А
рыстан — потомок казахских ханов, торопится женить сына, боясь, что девушку засватают другие.
Алтыншаш не знала, что отец собирается выдать её замуж. Она стояла на вершине горы и, любуясь сверкающей от солнечных бликов водной гладью, говорила:
— У меня сердце сжимается от боли, когда озеро называют жестоким и злым. Посмотри, какое оно красивое! Отсюда, с вершины, оно похоже на огромное око, синего цвета, как сапфир. А ели — его ресницы. Белки-проказницы прыгают по вершинам деревьев, не боясь, берут угощение с рук. Как красиво! Белые лебеди — как жених и невеста — плывут по зеркальной глади и любуются своим отражением. Если бы меня спросили, кем я хотела бы родиться, ответила бы — лебедью. Я люблю наше озеро и не верю сказкам о его жестоком нраве.
Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Этому учат нас детские сказки, когда добрая Фея Золушке попасть на бал, или в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» злого волшебника побеждает смелый и отважный рыцарь, который борется за честь своей возлюбленной. Откуда берется зло? Его рождают негативные эмоции: ненависть и страх, зависть и гнев. Темная сторона человеческой души постоянно протестует против истины света, противоборство, которое растет внутри, порождает агрессию и недовольство, чувство непонятости и слабости – отсюда грубость, насмешки, унижение и оскорбление, месть. Психологически злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется. Он творит новое зло, множит его, а в итоге либо чувствует свою вину, либо окончательно гибнет, как личность. Потому что огромное количество зла в душе приводит к саморазрушению. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту своему обидчику. Так однажды сделанное добро побеждает зло.
ответ:Легенда об озере Шайтанколь
Дария Джумагельдинова
Произведение заняло первое место в конкурсе "Легенды Казахстана", газета "Комсомольская правда -Казахстан".
Легенда об озере Шайтанколь
— Красивы горы Каркаралы, стеной окружающие Каркаралинск. На их вершинах живут беркуты — зоркие стражи казахской степи, — неспешно начал свой рассказ старый Жыршы. — При появлении врага они криком сообщают о надвигающейся беде. Внимательно следят за сражением, если силы у воинов иссякают, беркуты камнем сверху падают на врагов, выклёвывают им глаза.
В давние времена степь сотрясали набеги вражеских джунгарских полчищ. Казахи заключили мир с Джунгарами, отдав им степных красавиц-дочерей в жёны.
Всего три года выдержали коварные враги и снова стали нападать на аулы, убивать стариков и детей, а юношей и девушек уводить в плен. Весь народ встал на защиту своей земли, но силы были неравные — много оказалось охотников за чужими богатствами.
Тогда обратились казахские батыры к Богу: «Силы неравные у нас, Всевышний, не дай погибнуть нашему народу: преврати тела мёртвых и раненых в камни!»
Бог откликнулся на их мольбы — вмиг все погибшие стали каменными глыбами. Они сомкнулись между собой и образовали кольцо. В панике и ужасе враги подавили друг друга, пытаясь выбраться из каменного кольца.
А матери казахских воинов, увидев, как на их глазах окаменели сыновья, стали горько оплакивать их, и от слёз образовалось озеро.
«Шайтанколь — чёртово озеро!» — кричали захлёбывающиеся враги. Озеро стало разливаться и поглотило оставшиеся тела Джунгар. С тех пор исчезло племя заклятого врага казахов! А там, где стояли в кольце погибшие и раненые воины, появились сопки, — тут Жыршы, ударив по струнам домбры, запел:
— Вечные стражи казахской степи,
Тёмной грядой появляетесь вы.
Что за злодей вас околдовал,
Каменной цепью к земле приковал?
— Мы — вечные стражи казахской земли —
В битве с Джунгарами здесь полегли.
Клятву народу мы нашему дали:
Если погибнем, глыбами станем.
Каменной цепью мы вместе сомкнулись,
В наших объятьях враги задохнулись.
Вечную службу на страже земли
Мы добровольно решили нести.
...Вот такую легенду рассказал детям старый Жыршы.
Стихи из сборника Джумагельдиновой.
***
Маленькая Алтыншаш — дочь бая Каратая и сын табунщика Алтай любили слушать легенды об озере Шайтанколь. И каждый раз убеждались, что бы ни говорили об озере, его тайна волнует каждого. Летом здесь многолюдно, откочевавшие на джайлау собирают юрты и пасут скот у подножия гор.
Молодёжь по вечерам разжигает костры, установив качели алтыбакан, девушки и юноши всю ночь поют о любви.
Аульчане, закончив домашние дела, спешат к ним, как на праздник. Им нравится смотреть, как веселится молодёжь, слушать их песни о любви, о красоте гор Каркаралы и о тайне озера.
Время быстро пролетело. Дети повзрослели. Алтыншаш превратилась в красавицу, а Алтай — в смелого юношу. Молва о красоте девушки долетела и до аула бая Арыстана, собиравшегося женить сына. Прав ли народ, расхваливАющий красоту дочери бая Каратая? Он решил взглянуть на неё. а увид
ев, не смог отвести глаз: вот достойная невеста для его сына!
Белокожая, с правИльными чертами лица и родинкой у губ, с глазАми новорождённого верблюжонка. Алтыншаш была ещё очень юной, ей едва исполнилось п
ятнадцать лет.
Каратай гордился красотой своей дочери и потребовал большой калым. Ему приятно было сознавать, что А
рыстан — потомок казахских ханов, торопится женить сына, боясь, что девушку засватают другие.
Алтыншаш не знала, что отец собирается выдать её замуж. Она стояла на вершине горы и, любуясь сверкающей от солнечных бликов водной гладью, говорила:
— У меня сердце сжимается от боли, когда озеро называют жестоким и злым. Посмотри, какое оно красивое! Отсюда, с вершины, оно похоже на огромное око, синего цвета, как сапфир. А ели — его ресницы. Белки-проказницы прыгают по вершинам деревьев, не боясь, берут угощение с рук. Как красиво! Белые лебеди — как жених и невеста — плывут по зеркальной глади и любуются своим отражением. Если бы меня спросили, кем я хотела бы родиться, ответила бы — лебедью. Я люблю наше озеро и не верю сказкам о его жестоком нраве.
Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Этому учат нас детские сказки, когда добрая Фея Золушке попасть на бал, или в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» злого волшебника побеждает смелый и отважный рыцарь, который борется за честь своей возлюбленной. Откуда берется зло? Его рождают негативные эмоции: ненависть и страх, зависть и гнев. Темная сторона человеческой души постоянно протестует против истины света, противоборство, которое растет внутри, порождает агрессию и недовольство, чувство непонятости и слабости – отсюда грубость, насмешки, унижение и оскорбление, месть. Психологически злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется. Он творит новое зло, множит его, а в итоге либо чувствует свою вину, либо окончательно гибнет, как личность. Потому что огромное количество зла в душе приводит к саморазрушению. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту своему обидчику. Так однажды сделанное добро побеждает зло.