основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. содержание соотносится с темой. тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. название текста может быть прямо связано с темой («война и мир», «отцы и дети»), а может и не указывать на тему («евгений онегин»), во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
различают цепную и параллельную связь предложений. припараллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни (а. пушкин.) здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. параллельные связи часто используются в поэзии.
в цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. в этих же целях часто используются наречия места(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. и наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. на первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. в описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
однако в чистом виде названные типы речи используются редко. обычно один из типов в тексте является и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь
Я наблюдаю на очень красивый и насыщенный вид природы. Листья практически все пожелтели и с неохотно падают в озеро. Оно в свою очередь отражает все красочные оттенки леса. Рыбаки, которые раньше рыбачили здесь, давно забыли про это место. Около меня лежит перевёрнутая лодка, которую эти рыбаки оставили сжечь гнить. Неподалеку от неё образовалась маленькое болото, пытаясь сказать, что лодку ещё можно достать. Солнце светит не ярко. Хочется окунуться и поплыть, будто листок падающий в озеро. Хочется забыть о всех проблемах и расслабиться, плыть по течению жизни. Вода так поднялась, что немного накрыла меня своим чистым покрывалом воды, так и хочется заснуть
основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. содержание соотносится с темой. тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. название текста может быть прямо связано с темой («война и мир», «отцы и дети»), а может и не указывать на тему («евгений онегин»), во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
различают цепную и параллельную связь предложений. припараллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни (а. пушкин.) здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. параллельные связи часто используются в поэзии.
в цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. в этих же целях часто используются наречия места(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. и наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. на первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. в описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
однако в чистом виде названные типы речи используются редко. обычно один из типов в тексте является и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь
(от лица моста)
Я наблюдаю на очень красивый и насыщенный вид природы. Листья практически все пожелтели и с неохотно падают в озеро. Оно в свою очередь отражает все красочные оттенки леса. Рыбаки, которые раньше рыбачили здесь, давно забыли про это место. Около меня лежит перевёрнутая лодка, которую эти рыбаки оставили сжечь гнить. Неподалеку от неё образовалась маленькое болото, пытаясь сказать, что лодку ещё можно достать. Солнце светит не ярко. Хочется окунуться и поплыть, будто листок падающий в озеро. Хочется забыть о всех проблемах и расслабиться, плыть по течению жизни. Вода так поднялась, что немного накрыла меня своим чистым покрывалом воды, так и хочется заснуть