Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить. А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка. А ты кто? - А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня! - Иди. Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто? - А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня! - Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто? -А я лисичка-сестричка. Пустите и меня! Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто? - А я волчок - серый бочок. Пустите и меня! - Ну иди! Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан: - Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто? - А я кабан - клыкан. Пустите и меня! Вот беда, всем в рукавичку охота. - Тебе и не влезть! - Как-нибудь влезу, пустите! - Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто? - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня! - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. - Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: - Гав-гав-гав! Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Образ России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века - А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы, не только заверять читателя в любви к родине, но и задумываться о ее исторических судьбах, болеть всеми ее болями, ощущать все ее проблемы как свои личные. В полной мере это относится к лирике С. Есенина.
Самое глубокое и сильное чувство, самую глубокую и сильную привязанность С. Есенин испытывал к родине. Родина была для поэта второй матерью. Его любовь была горячей, почти фанатичной, очень болезненной. Поэт любил эту землю, он не хотел другой. На этой земле и для нее он родился. Людям этой земли он дарил свои стихи. Он любил так, как мог любить только поэт, - нежно, страстно и больно:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Эти переживания отразились в скорбных и гневных строках. Где бы ни находился поэт, чем бы он ни занимался, мысль о России никогда не покидала его.
Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты - русская боль.
Поэт знал, что жизнь крестьян часто не устроена и безрадостна, что их судьба тяжела. И от этого уже в ранних стихах С. Есенина - боль, тревога, печаль, скорбь.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всей душой, всем сердцем поэт с народом: и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы печали и скорби:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Суров, печален и правдив рассказ С. Есенина о родине во времена военных невзгод в поэме "Русь". Тревожная атмосфера надвигающейся беды ощущается уже в первых строках:
Потонула деревня в ухабинах.
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Рушились людские судьбы, неубранными стояли нивы, пылали города... "Война мне всю душу "изъела", - писал С. Есенин в "Анне Снегиной". С. Есенину хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. Но беда пришла.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Такие строки родились в сердце человека, для которого война - непоправимое горе. В поэме ясно слышится голос народного гнева, и поэт разделяет этот гнев.
Но родную страну ждали новые испытания. Революцию С. Есенин принял с открытым сердцем, видя в ней прежде всего возможность обновления:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Но обновление имеет и свою оборотную сторону, и поэт не может ее не видеть. Вновь любовь поэта смешивается с болью и тревогой. Больно ему, что меняется привычный уклад русской деревни, "что живых коней заменила стальная конница". Он печалится о Руси полевой, патриархальной, уходящей в
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, обреченной на гибель деревне, какая тревога за будущее России!
Россия - единственная любовь С. Есенина. "Чувство родины - основное в моем творчестве, - писал он, - оно все, без не ничего. Женщина, дети, дом, друзья - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего - ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы".
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
(образ родины в лирике С. Есенина)
Образ России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века - А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы, не только заверять читателя в любви к родине, но и задумываться о ее исторических судьбах, болеть всеми ее болями, ощущать все ее проблемы как свои личные. В полной мере это относится к лирике С. Есенина.
Самое глубокое и сильное чувство, самую глубокую и сильную привязанность С. Есенин испытывал к родине. Родина была для поэта второй матерью. Его любовь была горячей, почти фанатичной, очень болезненной. Поэт любил эту землю, он не хотел другой. На этой земле и для нее он родился. Людям этой земли он дарил свои стихи. Он любил так, как мог любить только поэт, - нежно, страстно и больно:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Эти переживания отразились в скорбных и гневных строках. Где бы ни находился поэт, чем бы он ни занимался, мысль о России никогда не покидала его.
Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты - русская боль.
Поэт знал, что жизнь крестьян часто не устроена и безрадостна, что их судьба тяжела. И от этого уже в ранних стихах С. Есенина - боль, тревога, печаль, скорбь.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всей душой, всем сердцем поэт с народом: и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы печали и скорби:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Суров, печален и правдив рассказ С. Есенина о родине во времена военных невзгод в поэме "Русь". Тревожная атмосфера надвигающейся беды ощущается уже в первых строках:
Потонула деревня в ухабинах.
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Рушились людские судьбы, неубранными стояли нивы, пылали города... "Война мне всю душу "изъела", - писал С. Есенин в "Анне Снегиной". С. Есенину хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. Но беда пришла.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Такие строки родились в сердце человека, для которого война - непоправимое горе. В поэме ясно слышится голос народного гнева, и поэт разделяет этот гнев.
Но родную страну ждали новые испытания. Революцию С. Есенин принял с открытым сердцем, видя в ней прежде всего возможность обновления:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Но обновление имеет и свою оборотную сторону, и поэт не может ее не видеть. Вновь любовь поэта смешивается с болью и тревогой. Больно ему, что меняется привычный уклад русской деревни, "что живых коней заменила стальная конница". Он печалится о Руси полевой, патриархальной, уходящей в
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, обреченной на гибель деревне, какая тревога за будущее России!
Россия - единственная любовь С. Есенина. "Чувство родины - основное в моем творчестве, - писал он, - оно все, без не ничего. Женщина, дети, дом, друзья - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего - ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы".