СОР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
Время выполнения: 60 минут
Задание 1. Прочитай два текста. Установи соответствие.
Текст№1
Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, большие попозже. Реки великие засыпают за полночь. Чем больше река, тем больше у неё дел.
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Таращит в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут пролетит над рекой ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет крепок ли сон сегодня.
Текст 2
На Земле много крупных и мелких рек. Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом, образуют речки, которые также соединяются и формируют крупные полноводные реки. Их называют главными. Они несут в себе водные потоки всей речной системы. А реки, впадающие в главную, называют притоками.
1. Определи типы текстов. Запиши
Нехудожественный Художественный
Задание 2. Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши
Тема (запишите тему каждого текста)
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста)
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста)
Сравниваем тексты и определяем их стиль: текст-нехудожественный или текст-художественный
Задание 3. Определи грамматическую основу языка.
Низкое солнце ослепительно било в глаза.
а) низкое солнце
б) солнце било
в) ослепительно било
Задание 4. Укажи в предложении второстепенные члены предложения.
Тёплый ветерок покачивал деревья.
а) ветерок, покачивал.
б) теплый, ветерок
в) тёплый, деревья
Задание 5. Определи вид предложения по цели высказывания и интонации.
Ночью над рекой опустился туман.
а) повествовательное, невосклицательное
б) во восклицательное.
в) побудительное, восклицательное.
Предложения и соответствующий
выражения обособленных членов:
1. Я поехал на почтовых, а он, /по причине тяжелой поклажи/, не мог за мной следовать.
- Б) Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом, со значением причины.
2. И вы, /с вашим умом и сердцем/, не поняли его?
- А) Обособленное несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом , относящееся к личному местоимению.
3. АнНа Ивановна, /в шляпе и шали/, наконец вернулась с прогулки.
- Г) Обособленное несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом , относящееся к имени собственному.
4. /Пораженная новостью/, мать медленно опустилась на стул.
- Д) Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, с добавочным обстоятельственным значением причины.
5. Стоянка наша в бухте Камранг, /вопреки ожиданиям многих/, затянулась.
- В) Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом, со значением уступки.
Соответствие «предложение – тип предложения»:
1. Многие жители этих стран для обеспечения средств к существованию полагаются только на сельское хозяйство, но отсутствие доступа к морю ложится дополнительным бременем на сельское хозяйство и торговлю.
- В) Сложносочиненное предложение
2. Почти треть развивающихся стран в мире, не имеющих выхода к морю, находится в Европе и Центральной Азии.
- А) Простое предложение, осложненное обособленным определением (причастным оборотом)
3. По данным исследования Всемирного банка, стоимость доставки импортируемого груза из этих развивающихся стран в два раза превышает стоимость грузоперевозок их прибрежных соседей.
- Б) Простое предложение, осложненное вводным словосочетанием