Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом.
1)подчеркнуть подлеж, сказ, второстеп.члены предл.
2)выписать пары слов
3 ) сделать морф.разбор всех сущ.
Морфологический разбор имени существительного
План разбора
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки:
начальная форма.
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род;
склонение.
Непостоянные признаки:
падеж;
число.
3. Синтаксическая роль
1.В каком ряду допущена ошибка в образовании причастия? ответ запиши цифрой (номер ряда)
1) Солю– солющий
2)Знаю – знающий
3)Пилю-пилящий
4)Дарю – дарящий
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы
Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Не перестающие лить дожди зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце так ярко, светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю.
3.Восстанови словообразовательную цепочку. В какой последовательности должны стоять приведенные ниже слова? В ответе укажи без запятых последовательность цифр (номеров строк).
1) Написанный
2)Написать
3)Писать
4)Написан
ответ: 3214
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. озлОбить начатА послалА сирОты откУпорил
5.В каком (-их) ряду (-ах) во всех словах надо вставить одну и ту же букву? В ответ запиши номер (-а) строк.
1) Та_щий, бре_щий (ю)
2)Леч_щий, стро_щий (а,ю)
3)Кле_щий, вид_щий (я)
4)Бор_щийся, гон_щий (ю,я)
6.В каком (-их) ряду (-ах) во всех словах надо вставить одну и ту же букву? В ответ запиши номер (-а) строк.
1) Возненавид_вший, озабот_вшийся (е,и)
2) Раскач_нный, постро_нный (а,я)
3)Назнач_нный, засе_нный (е,я)
4)Выгляд_вший, украд_нный (е)
7.Укажи цифры, на месте которых надо вставить НН.
Смущё(1)ый и удивлё(2)ый, Пётр пересёк гости(3)ую и подошёл к занавеше(4)ому тюлем лимо(5)ого цвета окну, обращё(6)ому к реке, которая уже была разбуже(7)а весной и начала освобождаться ото льда.
ответ: 12456
8.Укажи номер предложения, в котором НЕ с причастием пишется РАЗДЕЛЬНО.
1) Предмет на верху композиции был явно (НЕ) УРАВНОВЕШЕН.
2) Девочка дерзка и (НЕ) УРАВНОВЕШЕННА.
3) (НЕ) НАЧАТАЯ работа долго длится.
9. Запиши СПП с необособленным причастным оборотом.
ответ: Я стал дожидаться, скоро ли дарящее всем радость солнышко встает.
10. На месте каких цифр в предложении надо поставить запятые? Запиши эти цифры в ответ.
Рано утром (1) встреченный мной вчера (2) на набережной (3) рыбак опять сидел на той же скамейке (4) обращенной к пристани (5) и с тем же безразличным выражением на лице (6) смотрел на море.
ответ: 45
11. Придумай и запиши СПП с использованием страдательного причастия времени, входящего в НЕОБОСОБЛЕННЫЙ причастный оборот.
ответ: Выученное мной вчера стихотворение я рассказал на отлично, чтобы дома меня похвалили.
Прочитай текст и выполни задания с 12 по 16.
1) Белуга – самая большая из обитающих в наших пресных водоёмах рыба. 2) Она входит в семейство осетровых и занесена в Красную книгу. 3) Хотя белуга и пресноводная, живёт она как в реках, так и в Каспийском, Чёрном и Азовском морях (в зависимости от времени года и жизненного цикла). 4) Длина ее обычно более 4 м, а вес около полутора тонн, хотя описана белуга девятиметровой длины и весом 2 тонны. 5) В настоящий момент осталось не так уж много особей этого вида. 6) Конечно, это объясняется тем, что белуги нередко скрещиваются с близкородственными осетровыми (стерлядью и проч.), что дает в результате организм с другими особенностями.
7) … главная опасность, угрожающая рыбе этого вида, – человек. 8) Из-за нежнейшего мяса и восхитительной на вкус икры белуги часто становятся добычей браконьеров. 9) Килограмм белужьей икры стоил на чёрном рынке десять лет назад семь тысяч евро, что привлекает беспринципных людей, стремящихся к наживе.
12.Восстанови последовательность пунктов плана, записав номера пунктов в правильном порядке.
1. Где живет белуга? 2.Белуге угрожает человек. 3.Скрещивание с другими осетровыми. 4. Размер и вес белуги.
ответ: 1432
13.Прочитай словарную статью и определи, в каком значении употреблено слово ВИД в предложении. В ответ запиши номер пункта словарной статьи.
1. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло - вид мебели.
2. обычно мн.: виды, -ов. Разновидность, тип. Новый в. спорта. Виды городского транспорта.
3. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая характер протекания глагольного действия. Совершенный, несовершенный в.
ответ: 1
14.Какое слово должно стоять на месте пропуска в 7 предложении?
1) Потому что 2)Поэтому 3)Однако 4) Или
ответ: 3
15. Из предложения 2 выпиши термин.
ответ: семейство
16. Найди ОШИБОЧНОЕ утверждение, запиши в ответ его номер.
1) ОБИТАЮЩИХ (1 предложение) – действительное причастие настоящего времени, употреблено в родительном падеже множественного числа.
2) В предложении 4 есть кратное причастие.
3) В предложении 7 есть причастный оборот, относящийся к слову «рыбе».
4) В предложении 9 причастный оборот стоит после определяемого слова.
ответ: 3
1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
Грам. осн: 1) Герасим - подлежащее, выражено сущ. Вырос - сказуемое, выражено глаг.
2) Дерево - подлеж., выражено сущ. Растет - сказ., выражено глаг.
Сравнит. оборот: как дерево растёт на плодородной почве.
2. Ярко вспыхивают звёздочки, такие чистенькие, новенькие, точно вчера только сделанные для украшения этого голубого, бархатного, южного неба.
Грам. осн: вспыхивают - сказ., выражено глаг. Звездочки - подлеж., выражено сущ.
Сравн. обор: точно вчера только сделанные для украшения этого голубого, бархатного, южного неба.
3. Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
Грам. осн: делать(2)- сказ., выражены глаг.
Сравн. обор: чем делать ничего.
4. Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.
Грам. осн: 1) звук - подлеж., выражено сущ. рождал - сказ., выражено глаг.
2) Капля - подлеж., выражено сущ. Рождает - сказ., выражено глаг.
Сравн. обор: как капля рождает дрожь воды.
5. В одном месте чиркнула по небу падавшая звезда, точно кто в тёмной комнате зажигал спичку.
Грам. осн: 1) чиркнула - сказ., выражено глаг. Звезда - подлеж., выражено сущ.
2) кто- подлеж., выражено местоим. зажигал - сказ., выражено глаг.
Сравн. обор: точно кто в тёмной комнате зажигал спичку.
6. Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица.
Грам. осн: 1) офицерик - подлеж., выражено сущ. ахнул, сел - сказ., выражены глаг.
2) птица - подлеж., выражено сущ.
Сравн. обор: как на лету подстреленная птица.
7. Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждёт выхода министра.
Грам. осн: 1) я - подлеж., выражено местоим. Оробел, ждал - сказ., выражены глаг.
2) проситель - подлеж., выражено сущ. Ждет - сказ., выражено глаг.
Сравн. обор: как проситель из провинции ждёт выхода министра.