Согласны ли вы с утверждением , что совершенствование речевой культуры -это одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста! ответ обоснуйте не менее пяти-шести предложений.
Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность. Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические. Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость. К ним относятся: сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А. С. Пушкин) ; Под ним струя светлей лазури (М. Ю. Лермонтов) ; восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас я вас очень я вас умоляю; нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен) ; зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении; каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П. А. Вяземский) ; антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит; оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления. К фигурам убавления относятся: эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский) ; апосиопеза - умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда… ; просиопеза - опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества; апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет. К фигурам добавления относятся: повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли; анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский) ; пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия. Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А. С. Пушкин) . Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса. Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
Перед началом учебы я думал о том, как же быстро лето. Вроде бы и делал что-то, но совсем не отдохнул. Однако, стоя на линейке первого сентября, я твердо решил, что больше не буду тратить свое время впустую и постараюсь быть максимально эффективным.
Я решил уделять особое внимание учебе и отдыху. Эта мысль твердо засела в моей голове, и поэтому в первый день осени в школе я был со всеми очень дружлюбен и отзывчив. Такое поведение вызвало немало вопросов и у учителей и у одноклассников.
Они все заметили перемены, произошедшие во мне. Для учителей я неожиданно превратился из хулигана в вежливого послушного мальчика, удостоенного похвалы, а одноклассники, наоборот, начали меня презирать.
Я старался тянуть руку первым, если знал ответ. Сам вызывался к доске, не дожидаясь, пока учитель назовет чью-нибудь фамилию в журнале, да и вообще много улыбался в этот день и шутил на переменах.
К концу дня пик недовольства ребят из моего класса достиг апогея. А учительница по биологии так хвалила меня и ставила всем в пример, мол, "молодчина, парень, за ум наконец-то взялся", что была готова записать меня на олимпиаду в следующем месяце. И я подумал, что выбрал какое-то неправильное направление движения.
Дело в том, что я, оказывается, терпеть не могу рассказывать доклады, да и отношения с одноклассниками очень не хотелось портить в первый же день учебы, а они были почти что испорчены!
Короче говоря, после первого сентября я пришел как обычно, каким меня все знали до этого. Да ну их, эти эксперименты...
Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические.
Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость.
К ним относятся:
сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А. С. Пушкин) ; Под ним струя светлей лазури (М. Ю. Лермонтов) ;
восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас я вас очень я вас умоляю;
нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен) ;
зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении;
каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П. А. Вяземский) ;
антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;
оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения.
По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления.
К фигурам убавления относятся:
эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский) ;
апосиопеза - умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда… ;
просиопеза - опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества;
апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет.
К фигурам добавления относятся:
повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли;
анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский) ;
пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия.
Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А. С. Пушкин) .
Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса.
Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
Перед началом учебы я думал о том, как же быстро лето. Вроде бы и делал что-то, но совсем не отдохнул. Однако, стоя на линейке первого сентября, я твердо решил, что больше не буду тратить свое время впустую и постараюсь быть максимально эффективным.
Я решил уделять особое внимание учебе и отдыху. Эта мысль твердо засела в моей голове, и поэтому в первый день осени в школе я был со всеми очень дружлюбен и отзывчив. Такое поведение вызвало немало вопросов и у учителей и у одноклассников.
Они все заметили перемены, произошедшие во мне. Для учителей я неожиданно превратился из хулигана в вежливого послушного мальчика, удостоенного похвалы, а одноклассники, наоборот, начали меня презирать.
Я старался тянуть руку первым, если знал ответ. Сам вызывался к доске, не дожидаясь, пока учитель назовет чью-нибудь фамилию в журнале, да и вообще много улыбался в этот день и шутил на переменах.
К концу дня пик недовольства ребят из моего класса достиг апогея. А учительница по биологии так хвалила меня и ставила всем в пример, мол, "молодчина, парень, за ум наконец-то взялся", что была готова записать меня на олимпиаду в следующем месяце. И я подумал, что выбрал какое-то неправильное направление движения.
Дело в том, что я, оказывается, терпеть не могу рассказывать доклады, да и отношения с одноклассниками очень не хотелось портить в первый же день учебы, а они были почти что испорчены!
Короче говоря, после первого сентября я пришел как обычно, каким меня все знали до этого. Да ну их, эти эксперименты...