Она тёмная теперь, мрачноватая, пугающая… она – это Ветлуга, моя родная река. Я стою на берегу, всматриваюсь в тяжёлые водяные струи, и невольно перед моим взором возникает картина другой Ветлуги – летней: искрится на воде лёгкая рябь, солнце играет в речных прядях, отражаются в воде прибрежные сосны… А теперь начало ноября, пора глухая – предзимье. Река устала от летних хлопот и хочет погрузиться в долгий зимний сон, накрыться ледяным панцирем, чтобы сырой апрельской ночью взорвать его своей неистребимой яростной силой… А ещё тяжёлая стынь вдруг заставляет вспомнить недавно прочитанный мною рассказ В. Короленко «Река играет». Он стал для меня открытием, настоящим откровением. Прежде всего, я много нового узнала о самом писателе, его жизни, его творческом мире. Ведь что я до этого знала о нём? Только то, что он автор «Детей подземелья», хотя более правильно эта повесть называется «В дурном обществе». Обострённое чувство справедливости было свойственно Короленко с ранней юности. Он хотел «узнать свой народ, облегчить его участь, послужить ему…». Но Короленко не примыкал ни к какой – либо революционной организации и назвал себя «политическим партизаном», в тюрьмах, на этапах, в ссылках он проводил долгие годы. В течение десяти лет он жил в Нижегородской губернии, в том числе в маленьком городке Ветлуга. Когда – то, до 1944 года, мои родные места и село Одоевское входили в Нижегородскую губернию и были частью Ветлужского уезда, так что писатель Короленко жил на моей родине. Вот такое открытие я сделала для себя! А прочитанный мною рассказ «Река играет» не забуду никогда, он стал для меня поэмой о родной Ветлуге. Рассказ представляет собой записки из дневника писателя – «эскизы из дорожного альбома», где повествование идёт от лица «проходящего». Слово это звучит уже в самом начале рассказа. Проснувшийся путник видит над собой голубое небо, на круче – церковку, незнакомый шалаш, серый неуклюжий столб с кружкой и доской, на которой было написано «Пожертвуйте проходящии на колоколо господне».
А теперь начало ноября, пора глухая – предзимье. Река устала от летних хлопот и хочет погрузиться в долгий зимний сон, накрыться ледяным панцирем, чтобы сырой апрельской ночью взорвать его своей неистребимой яростной силой…
А ещё тяжёлая стынь вдруг заставляет вспомнить недавно прочитанный мною рассказ В. Короленко «Река играет». Он стал для меня открытием, настоящим откровением.
Прежде всего, я много нового узнала о самом писателе, его жизни, его творческом мире.
Ведь что я до этого знала о нём? Только то, что он автор «Детей подземелья», хотя более правильно эта повесть называется «В дурном обществе».
Обострённое чувство справедливости было свойственно Короленко с ранней юности. Он хотел «узнать свой народ, облегчить его участь, послужить ему…». Но Короленко не примыкал ни к какой – либо революционной организации и назвал себя «политическим партизаном», в тюрьмах, на этапах, в ссылках он проводил долгие годы. В течение десяти лет он жил в Нижегородской губернии, в том числе в маленьком городке Ветлуга. Когда – то, до 1944 года, мои родные места и село Одоевское входили в Нижегородскую губернию и были частью Ветлужского уезда, так что писатель Короленко жил на моей родине. Вот такое открытие я сделала для себя! А прочитанный мною рассказ «Река играет» не забуду никогда, он стал для меня поэмой о родной Ветлуге.
Рассказ представляет собой записки из дневника писателя – «эскизы из дорожного альбома», где повествование идёт от лица «проходящего». Слово это звучит уже в самом начале рассказа. Проснувшийся путник видит над собой голубое небо, на круче – церковку, незнакомый шалаш, серый неуклюжий столб с кружкой и доской, на которой было написано «Пожертвуйте проходящии на колоколо господне».