СОЧ ПО РУССКОМУ 2. Подумайте над двойным названием повести «Прозрение» С.Жунусова. Что приобрел мальчик Болтай кроме зрения? Аргументируйте свой ответ с цитат. ( )
3. Определите тему и основную мысль повести «Первый учитель» Ч.Т. Айтматова. ( )
4. В чем смысл названия произведения В.Распутина «Уроки французского»? Связан ли он с основной мыслью? ( )
5. Какие нравственные качества объединяют мальчиков, главных героев рассказов «Уроки французского», «Фотография, на которой меня нет» и повести «Прозрение». ( )
6. Напишите эссе на заданную тему
Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении В.Распутина «Уроки французского».
Объем письменной работы 120-150 слов. ( )
Я ПОНЯЛ ,ЧТО ПИСАТЕЛЬ стал мне еще ближе и дороже. 2. Перечисляя в конце фильма имена погибших,АВТОРЫ верЯТ, чтоГЕРОЕВ не забудут. 3. Глядя на такую несправедливость, Я ЧУВСТВУЮ ,КАК МОЁ сердце кровью обливается. 4. Придя в первый день на участок, МЫ сразу же ПОЛУЧИЛИ задание. 5. Перейдя в 9 класс, МЫ УЗНАЛИ О ПОЯВИВШЕМСЯ НОВОМ ПРЕДМЕТЕ . 6. Читая поэму, Я чувствуЮ силУ каждого слова. 7. Потеряв на войне мужа, ОНА не ЗАХОТЕЛА заводить новую семью. 8. Стоя у дверей в гостиную, Я ясно слышАЛ их разговор. 9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией. 10. Подъезжая к городу, Я ПОТЕРЯЛ шляпУ. 11. Не окончив школу, СергеЙ СТАЛ работать. 12. Пользуясь калькулятором,МОЖНО расчет производитЬ правильно и легко. 13. Проснувшись, ОН УСЛЫШАЛ что завтрак подан. 14. Прочитав пьесу, Я ОТЧЁТЛИВО ПРЕДСТАВИЛ образы персонажей. 15. Закончив экскурсию, МЫ ПОШЛИ НА ОЖИДАЮЩИЙ НАС В РЕСТОРАНЕ ОБЕД . 16. После суда писатель был отправлен в Сибирь И находИЛСЯ там долгие годы.
Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:
1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.) , употребление присущих этому стилю клише;
3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.) , наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской) , включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;
4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.) , сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.) , а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.) ;
5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;
6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;
7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;
8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
9) слабая индивидуализация стиля.
Примерами документов этой разновидности официально-делового стиля могут служить приводимые ниже отрывки.
Положение о выборах в Верховный Совет СССР
Статья 3. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и деятельности.
В другой разновидности официально-делового стиля — обиходно-деловом стиле находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция) , официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол) , частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.) . Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности.
Образцы некоторых деловых бумаг.
Заявление
Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.
(подпись)
Другой пример:
Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.